17 сентября 2020
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

ОТЧЁТ

о прохождении водного туристского спортивного маршрута III категории сложности по реке Пистайоки, Республика Карелия,
совершенном группой туристов Саратовского городского клуба туристов (в составе 29 человек)
в период с 21 июля по 6 августа 2011 г.

Маршрутная книжка № 13 В - 2011
Руководитель группы Дегтярев А.Г.
e-mail: adegtyarev@mail.ru
Тел. (8452) 28-47-65,
Сот. 8-904-701-28-39

Оглавление

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Фотоотчёт.
  8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  9. Дополнительные сведения о походе.
  10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  11. Карты Мсты и окрестностей.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru
"http://saratov-tur.narod.ru/" rel="nofollow"

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

РФ. Северная Карелия.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

120км

15дней/13дней

21.07 (23.07) – 06.08 (04.08). 2011

1.4. Подробная нитка маршрута.

г. Саратов – ст. Лоухи – оз. Кимасъярви (Стапель) – р. Пистайоки - пор. Сакал-порог, пор. Захар-порог, пор Змеиный, пор. Падун, оз. Шуванда, оз. Мандуярви, пор. Межозёрный, оз. Хирвасьярви, оз. Вихельтаярви, оз. Пистаярви, пор. Лужма, пор. Семиповоротный, оз. Муасъярви, пор. Курки, пор. Петух, пор. Грива, оз. Вайкульское, пор. Фурляляй, пор. Имисев, пор. Талии, пор. Хирви «Лось», оз. Корпиярви (Антистапель)– ст. Кемь – г. Саратов.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

К.С.

Длина прп (км)

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Порог Сакал

150 м

Мощные валы. Обливной камень в центре струи перед поворотом. Сразу за порогом перекат

Просмотр с ЛБ. Опытным экипажам можно сходу заходить ближе к ПБ, затем идти по струе, избегая навала на ПБ на повороте. На этом пороге был первый, но далеко не последний оверкиль.

Порог Захар

600 м

Просмотр с «ключевого» острова Прямо у острова - бочка. Правее бочки - чистый слив, но выносит на мель. После ещё одной ступеньки (чистый сливчик) выносит в озерко - стоянка на мысу-развилке, идти правее мыса - левее протока глухая (с водопадным сливом) – не проходима для трезво мыслящих водников.

Заход между островами, проход еще между двумя островами и чалка. Проход справа от «ключевого» острова. На Захаре в нашей группе было 2 киля и 1 оборот вокруг обливняка перед ключевым островом.

Порог Змеиный

2-3

700 м

Можно просмотреть слева. По струе. Есть две бочки и прижим к ПБ. Порог длинный и мощный, с сильным падением. Начинается сливом у ПБ с небольшой бочки, дальше идет крутопадающая шивера с солидными валами и грозной на вид, но проносной бочкой на ЛП. За бочкой небольшое расширение с умеренным течением и крутая горка на выходе, где выраженной струи не видно – сплошное месиво из валов и камней.

Проход по струе, прыжки через бочки, слалом на выходе в шивере

Порог Соленый

250 м

Можно просмотреть слева. По струе. Косой слив в середине, прижим к ЛБ.

Проход вдоль ЛБ с уходом вправо на выходе.

Порог Падун

400 м

Напротив лба - болотистый вход в левую протоку, правая протока журчит вдали шиверкой. В правой протоке - косой вал и отлогая шивера. В левой - слив с бочкой, мощная выходная шивера. Перед сливом наваливает на правую скалу гораздо больше, чем кажется с берега. На выходе из шиверы (на ЛП) держаться левее - прижимает направо и сажает на обливняки

Порог был пройден экипажем Вьюна по струе, через бочку у ПБ на ЛП и справа от обливняка на ПП. Экипаж «Варзуги» был успешно выловлен после оверкиля. Остальные обнесли по ЛБ

Порог Межозерный

300 м.

Три протоки, правая и центральная сливаются вместе. Если идти озеро у ПБ, видно бурлячку и шум только правой протоки. Там мелкая неинтересная шиверка, поэтому лучше сразу идти искать за кустами центральную протоку и чалиться к ее ЛБ. На входе слив, затем очень мощная шивера. Перед сливом наваливает направо на камень.

Надежный ориентир захода в порог – большая стоянка на ЛБ. Если заходить справа от нее, попадаешь в интересную, слаломную протоку с четырьмя поворотами, ощутимым прижимом к ПБ и кучей мелкосидящих обливняков. Порог выходит в оз. Хирвасъярви. В нём лучше не заплывать в глубокие заливы у ПБ (они глухие), а плыть у островов(полуостровов).

Порог Семиповоротный

1,5 км

Валы, камни, сходу по струе. Осмотр и страховка с берега малопродуктивны.

Идти парами с взаимостраховкой с воды. Первые 3 поворота – хорошая шивера. Последние 4 поворота – собственно порог. Заход в сам порог вдоль ЛБ, далее по струе. Большие валы. Есть обливняки, читаемые с воды, есть пара бочек, но их несложно объехать.

Порог Одинокое дерево

300 м.

Проход справа (у ПБ) в чистый слив. За сливом высокий вал, затем выходная шивера. Останки бывшего моста.

Сходу. Красиво, мощно, просто

Порог Курки

300 м

Просмотр слева. Бочка на входе, обходимая слева, далее длинная, мощная шивера.

Заход через бочку у ЛБ. Два оверкиля во входной бочке из-за недоворота байдарок. Далее по струе вдоль ПБ. Большие валы.

Порог Петух.

100 м

Короткий, в узких воротах, с мощными валами и без подводных камней. Хорошая стоянка на ЛБ.

Просмотр по ЛБ. Хорош для покатушек на валах. По струе и валам.

Порог Грива

300 м

. Просмотр слева (За 5 минут перед ним шивера в заметном сужении русла). Два острова, самой левой протоки вначале не видно, но идти надо именно по ней.

Сходу по струе. Мощная шивера, бочки

Порог Фурляляй

700 м

Просмотр слева. Крутопадающая подковообразная входная шивера, далее - остров с шиверами в обеих протоках, далее струя скользит по каменистому мысу ЛБ, там - глубокий улов, проходим мимо - струя БЬЁТ в следующий скальный мыс ЛБ, левее - глубокий улов - в нем и чалиться. На мысу – стоянка (стоянка на «Фурляляе» – отличная, но не стоит на нее расчитывать в разгар сезона! Скорее всего, она будет занята. В нашем случае на ней стояли Шведы)

Порог - эффектная, но слабая бочка у ЛБ и чистый слив с валами правее неё. Один из немногих порогов, удобных для катания (сразу за бочкой - чалка в улове). Бочка обходится легко. За ЛП – выходная шивера

Порог Имисев

400 м

Просмотр справа. Две ступени с возможной промежуточной чалкой. Мощная шивера и несколько бочек

Первая часть – крутая горка в сужении с солидными, косыми валами. Затем, поворачивая чуть вправо, попадаешь в маленькое круглое улово (на среднем  уровне воды), где можно перевести дух и перестроиться левее для точного захода во вторую часть порога. Поток поворачивает влево и «проваливается» в еще более крутопадающую шиверу с двумя, расположенными в шахматном порядке, бочками. Идти следует через первую (левую) бочку. Она слегка притормаживает, а потом выбрасывает в чистый, длинный и пологий слив. Скорость потока бешеная, лавировка при неправильном заходе крайне затруднена. Вторая (правая) бочка очень нехорошая – косая, мощная, да еще и со здоровым обливняком в сливе. Если объехать первую бочку справа, то есть очень немаленькая вероятность вписаться во вторую.

Порог Талии

150 м

Просмотр справа. Короткий порог с очень мощными валами. Можно и сходу идти. За ним - простая шивера.

Отличное место для покатушек. Наверное, самый большой вал на реке Некоторую сложность представляет второй вал, спрятанный за первым. Он – косой и довольно мощный, а влетаешь в него, еще не проморгавшись после умывания в первом. Дальше идет шивера с валами о парочкой обливняков.

Порог Хирви

2-3

150 м

Просмотр и заход с ЛБ. Простой перекат на ЛП, и сразу за ним крутой ПП - чалиться к ЛБ. Бочки на входе, лучше просмотреть. Далее - шивера. На выходе - еще одна плита, но слив с воды хорошо виден.

Бочки на входе действительно нехорошие. Первая – проносная, но с мелкосидящими, острыми камнями. Идти правее бочек вплотную к острову по грязноватой шиверке. Плита на выходе интереса не представляет, только необходимо заранее перестроиться влево (справа мелко). Шкуродер.

Порожек на выходе из озера Корпиярви

200 м

Центральная и правая протоки – для прохождения, левая – для проводки.

В центральной протоке заход справа, затем резкая перестройка влево, через бочку. Затем – заход по центру второй ступени, и уход влево по струе.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

III – Р

Руководитель

Саратов

Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута III категории сложности по реке Пистайоки

Дегтярёва Наталия Юрьевна

V-Р

Инструктор

Саратов

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека Саратовского клуба туристов, 2й экземпляр у руководителя группы.
e-mail: adegtyarev@mail.ru

1.9. Поход рассмотрен Саратовской областной МКК (шифр МКК 164-00-545520200).

Задача похода – повышение спортивной квалификации. Выбранная река отличается высоким спортивным уровнем, что было очень интересно для участников похода.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

ПОДЪЕЗД
Проезд от Саратова поездом № 237 (Астрахань - Мурманск) - до ст. Лоухи (в июле поезд ходит 1 раз в 8, в августе – 1 раз в 4 суток, билеты надо брать за 45 суток, справки по поводу расписания поездов на сайте www.rzd.ru, либо поиск через поисковые системы по ключевому слову ржд). Отправление из Саратова 21.07.11. в 04.35. Прибытие на ст. Лоухи 22.07.2009 в 23.05. В пути - около 2 суток.
Далее - на заказанном из Саратова автотранспорте от ст.Лоухи до озера Кимасъярви. С учётом количества участников (29 человек), нам пришлось заказать пассажирский фургон с прицепом и ПАЗик, где поместилась вся группа и суда). Время в пути – 4.5 часа.
Телефоны водителея: 8-814-39-51-144 - Кобылкин Сергей
8-921-459-15-44 - сотовый (на июль 2011 года - телефоны действующие)
Адрес водителя: пос.Лоухи, ул.Советская, д.13, кв 6.
Леванов Владимир Анатольевич 8-921-728-41-35
Телефон ДРСУ 8-(814-39)51-563 (бухгалтерия)
ПАЗик закали с определёнными трудностями в местном ДРСУ. Повезло, что прибыли в ЛОУХИ в ночь с пятницы на субботу, поэтому автобус «отпустили» для нашей заброски.
Принципиальный момент в отношении похода по Пистайоки заключается в том, что значительная часть маршрута проходит по пограничной зоне (с Финляндией). Существуют несколько вариантов оформления документов на нахождение в погранзоне.

1. В принципе – можно заказать пропуска в погранзону в ФСБ РФ по Республике Карелия (телефон 8-(8142)790-148 ). Заказывать в этом случае нужно минимум за месяц (если в группе только граждане России), либо за 2 месяца (если в группе есть граждане иностранных государств).
  2. По приезду в Лоухи или на пропускной пункт (КПП) в погранзону, имея заверенный список участников группы с паспортными данными (серия, №, дата и субъект выдачи паспорта или Св о рожд., место регистрации, место работы и должность), дождаться прихода коменданта на работу и пройти процедуру получения разрешения. (Комендант обычно приходит часов в 9).

1 и 2 варианты бесплатные, но занимают определённое время

1. Заказать групповую путёвку через фирму ВЕЛТ – Карельские путешествия (расположена в с. Калевала). Эта фирма аккредитована на работу в погранзоне и может помочь в оформлении разрешений на рыбалку. Кроме того, через эту фирму можно заказать транспорт на выброску с маршрута. Контактные телефоны 8-(81454)42-377, 42-129.  Мы воспользовались третьим вариантом. И хотя он не бесплатен, мы посчитали этот вариант наиболее приемлемым.

Оформлять пропуска в погранзону обязательно – нас проверили прямо на вокзале в Лоухах.
Перед походом необходимо связаться с ПСС Карелии – тел./факс. 8-(8142)73-35-16 и сообщить о маршруте, после окончания – подтвердить завершение маршрута.
На всём протяжении маршрута не брала никакая связь. Только на мосту дороги на Калевалу – Кемь брал Мегафон.

ОТЪЕЗД
Выезд с маршрута можно осуществить со станции Кемь.
Добраться до станции Кемь можно на заказанном через фирму ВЕЛТ транспорте. Ловить попутки на мосту – малоприятное занятие.
В Интернете мы нашли информацию, что от первой ступени порога Поалла к грунтовке, выходящей на трассу идёт тропа, путешествие по которой занимает 15-20 минут. Мы нашли на ЛБ на 10 минут перед мостом прекрасную стоянку со сложенной баней, от которой до грунтовки 2 минуты. Пешая прогулка на Поаллу показала верность  и мудрость  этого решения. – 2 минуты по хорошей тропище и 20 минут по пересечённой местности, заросшей густым лесом под байдарками и рюкзаками – это, как говорят в Одессе, две большие разницы!

Сведения о населенных пунктах, медицинских пунктах, музеях, магазинах.
ПГТ Лоухи
Районный центр с соответствующей инфраструктурой. Население около 4000 чел. Музеев нет.
Магазинов много.
Центральная районная больница: ул. Советская, 55, тел. 2-14-50.
Районная ветстанция: ул. Долгая 15, тел. 2-18-20.
Гостиница: ул. Первомайская, 9, тел. 2-14-80.
Районное почтовое отделение, переговорный пункт: ул. Советская 16, факс 2-16-77.
Столовая: ул. Шмаргина 2, тел. 2-18-56.
Общество охотников и рыболовов: 186680, ул. Северная, 7, тел. 2-19-49.
ГИМС МЧС РФ по Республике Карелия - пгт. Лоухи, пер. Дачный, 12, тел 8(81439) 5-14-98

Дер. Тихтозеро (на мысу ПБ на оз. Пистаярви). На карте обозначена как «нежил». На самом деле – «жил»., есть магазин с необходимым минимумом продуктов.

Сведения о ПСС и туристских организациях
ПСС Карелии - 185005 г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, д. 43, тел. 8(8142)733516.
Туристические организации в основном сосредоточены тоже в столице Карелии.
Турбаза "Онего" КРПДЮТ: 185005, Петрозаводск, ул. Повенецкая 3, тел. 567010.

Особенности выбранного маршрута, предпоходной подготовки и тренировок
Маршрут по реке Пистайоки был выбран нами с учетом времени проведения похода и туристской подготовленности группы, а также разнообразием препятствий, необыкновенной красотой данного маршрута, и возможностью знакомства с флорой и фауной Северной Карелии. Сплав по Пистайоки был для участников новым маршрутом, в основном соответствующим опыту участников. В качестве вывода по прохождении маршрута могу сказать, что правило 30%-ников с опытом 1 к.с. в нашем случае вызвало некоторые проблемы. Кому интересно – звоните, поделюсь опытом.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Для обеспечения безопасности похода все участники имели индивидуальные средства  безопасности на воде - спасжилеты, каски, неопреновые костюмы (или шорты с носками), байдарки оборудованы обвязками и спасательными концами.  Аварийный выход был предусмотрен из дер. Тихтозеро (на озре Пистаярви) - но эффективная страховка и своевременный ремонт снаряжения позволили им не воспользоваться

5. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут несколько сокращён (на 45-50 км за счёт исключения озёр Верхнего и Среднего Куйто). Это было сделано с учётом рекомендаций представителей фирмы ВЕЛТ-Карельский путешествия, по словам которых – на этих озёрах часто отмечаются сильные ветры, что с учётом большой площади водного зеркала приводит к формированию большой волны, зачастую – к штормам. Поэтому было принято решение по исключению озёрной части маршрута. Тем более, что с технической точки зрения и категорийности он не представлял интереса.

6. График движения.

03.08.

ЛБ после пор. Имисев – устье оз. Корпиярви

Байдарки

Днёвка, антистапель в устье оз. Корпиярви

Усте оз. Корпиярви – ст. Кемь

Автобус

16-17

05.08.-06.08.2011

Ст. Кемь – Саратов

Поезд

Общая протяженность маршрута: 120 км. Время сплава: 24 час 05минут (указано чистое ходовое время без учёта время на просмотры, разработку препятствий, организацию страховки и т.д.).
 Общая продолжительность: 17(13) дней, включая 2 дневки.
 Маршрут пройден с корректировкой графика движения с учётом местных условий - уровня воды, погодных условий и туристской населённости на стоянках, рекомендаций представителей компании ВЕЛТ-Карельские путешествия, а также необходимостью ремонта судов.

7. Фотоотчёт.

По дороге в Карелию

На станции Лоухи маршрутные документы затребовал на проверку сотрудник погранслужбы

«Добро» получено и Адмирал командует: «Вперёд»

Народ команду «Вперёд» кинулся выполнять незамедлительно

В компании нашей мир и уют, и все интенсивно чего-то жуют…

Техническая остановка

«Круглый стол» вокруг костра не обходится без жарких споров

Группа вышла на маршрут в ожидании встречи с порогами Писты

И встреча с порогами не заставила себя долго ждать

Безусловно, основная доля воды достаётся матросу

Писта славится своими валами

И обливняками

Экипаж Вьюна проходит порог «Падун»

Они же

Там же

Кульминация близко

Вот-вот…

А вот и кульминация – адреналин аж брызжет

Экипаж счастлив, народ аплодирует

Инструктор – доволен

Этот поход был богат на оверкили

Часть из которых – на валах

Часть – от избыточного отклона

Часть – на тренировках, когда экипаж старался залезть в самую ж…у

Это практически всегда было «с радостью» воспринято струёй

А народ старательно всё это запечатлевал на фото и видео

А также старательно спасал друзей.

И снова – пороги…

Значительная часть группы обнесла «Падун» (IV к.с.)

Основные моменты похода запечатлевались для истории

Стоянки радовали своей аурой

Ничто чисто женское не чуждо нашим девчатам

Радовала рыбалка в солнечной дорожке

Грибы также были, хотя и немного

Иногда на камнях встречались загадочные знаки

Ничто не может сравниться с Карельскими закатами по своей красоте

В дождливые дни выручал «колхозный» тент,

Обед под которым сопровождался Адмиральскими байками

И снова пороги

И сложные пороги

Тайная вечеря

У костра

Походная баня была очень хороша

И очень кстати попался магазин

Рыбаки порадовали добычей

Регулировщик заводит суда на верный курс

Экипаж заходит в порог «Петух»

Зимовье выглядело сказочным

Долго будет Карелия сниться…

И во сне, и наяву…

Пора в дорогу обратно

До свидания, Писта!

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Главной опасностью в этом походе является прохождение порогов.

9. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Питание.

Список продуктов был типичным для похода III к.с. В меню было включено: молочный завтрак с сухофруктами, обед - суп; ужин - мясной. Ягод и грибов удалось набрать только на некоторых стоянках Олений. Калорийный запас продуктов можно увеличить, включив в рацион топленое масло, курагу, орехи, мед, шоколад. Продукты по маршруту купить практически негде.
Крупы пакуются в пластиковые бутылки. В этот раз мы решили полностью отказаться от хлеба на маршруте, заменив его сухими хлебцами

Снаряжение.

Наше снаряжение полностью отвечало походу III КС сложности по Карелии.
На данной реке в общественное снаряжение необходимо включать рыболовные снасти, а также запас червей на весь маршрут.
Из группового и личного снаряжения были незаменимы общественный тент от дождя, тросик с цепочками для котлов, спирали от комаров FLOOP и Фумитокс, баня, прокладки из пенополиэтилена под шпангоуты, жидкость для розжига сырых дров и "долгоиграющие спички", гермоупаковки для вещей и снаряжения, носки и шорты из неопрена.

Были также очень полезны протектора на байдарках, фартуки, юбки, клей, привязанные скотчем пластиковые бутылки на вёсла, обвязка на байдарках и морковки (спасательные концы.

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Северная Карелия - полезный район для водных маршрутов.
2. Идеальное время проведения похода - июль - август.
3. Нитка маршрута была весьма насыщена препятствиями.
4. Погода для июля была благоприятной.
5. Поход имел большое познавательное и воспитательное значение для участников на почве сплоченности группы в условиях прохождения насыщенного Карельского маршрута и преодоления различных водных препятствий, а также организации взаимостраховки.
6. Возраст и опыт участников в значительной степени отвечал сложности похода.
7. При прохождении маршрута необходимо планировать 2-3 дневки для тренировок.
8. Поставленная цель похода - знакомство с прп. р. Писта и ее неповторимой природой, повышение спортивного мастерства, а также знакомство с флорой и фауной была полностью выполнена.
9. Нитка маршрута достаточна насыщена и интересна - много красивых мест и разнообразных препятствий 2-3 КС.
10. Все именные пороги на реке требуют осмотра, и многие – организации страховки.

Источник : "http://www.manturs.narod.ru/ot4et/sar/pista_deg/pista_deg.htm" rel="nofollow"