Виды туризма
ОТЧЕТ
О прохождении водного туристско-спортивного маршрута второй категории сложности по Карелии, совершенном группой туристов города Рязани по рекам
Муезерка — Чирка-Кемь
в период с 07.06.2019г. по 17.06.2019г
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 16/4
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: Ильичев Павел Игоревич
Паспорт спортивного похода.
1.1 Проводящая организация:
Туриств из Рязани
Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15
e-mail: ryazturclub@mail.ru
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 16/4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000
1.2 Район путешествия: республика Карелия
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | Уровень воды | |
Общая | Ходовых дней | |||||
Водный | Вторая | 125 сплав
|
10 | 7 | с 07.06.2019 г. по 17.06.19 г.
|
Высокий |
1.4 Подробная нитка маршрута: г. Рязань –автомост через р.Муезерка — р. Муезерка( сплав) – р. Чирка-Кемь(сплав) — пос. Боровой –г. Рязань.
1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Муезерка)
Вид препятствия
(название) |
Категория трудности | Длина препятствия (м) | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) | Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда. |
Шиверы | 1 | 100- 200м | Слабый шиверы с четкой читаемой линией движения по основной струе | По основной струе/ Все суда . |
Мосты | 1 | 50 | Приходится нагибаться на байдарке, чтобы не задеть настил моста. | По центру между опор. |
1.6 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Чирка-Кемь)
Вид препятствия | Категория трудности | Длина препя-тствия | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) | Путь прохождения локальных препятствий. |
Шивера-порог «Хаудо» | 2 | 150 | Слабозаметный ряж слева. На выходе — бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом — хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). | Заход ближе к ПБ. Дальше по основной струе. |
Шивера-порог «Кривой» | 2 | 150 | Состоит из двух частей — мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) — сразу ЗА поворотом. | Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее. Шли по центру |
Порог «Тахко». |
2 |
50 | Высокий слив около 1.5 м с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. | В среднюю воду справа уже можно проходить. Порог проходили по самому центу водоската. Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы. |
Шивера-порог «Никуттный» | 2 |
200 |
Едва заметный ряж слева. Две ступени. Первая — большая бочка, «разорванная» чистым сливом ближе к правой части. Вторая — мощная шивера, по струе. | Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные — даже обедать негде. За порогом справа — обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку. Шли по центру. |
Шивера-порог «Рокконен» | 2 |
200 |
Ключевое место — в конце порога: струя бьёт в обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. | Осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Шли по центру и на выходе уходили влево. |
Шивера-порог «Олений» | 2 | 300 | Длинная мощная шивера | По центру. |
Шивера-порог «Горшок» | 2 | 200 | Мощная S-образная шивера. Остатки ряжа справа (дамба) | Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе. |
- Участники
№ | Фамилия, имя, отчество | Г/р | Туристский, опыт
|
Обязанности
в группе (и распределение по средствам передвижения) |
1 | Ильичев Павел Игоревич | 04.02.1988 | Пра-1у, Пра-1р ПВД | Руководитель байдарка 3-1 |
2 | Ильичев Светлана Олеговна | 08.10.1988 | Пра -1у, ПВД | Байдарка 3-1 |
3 | Зинченко Владислав Олегович
|
07.11.1982г. | Пра-1у ПВД | Байдарка 3-2 |
4 | Зинченко Юлия Юрьевна | 24.06.1983г | Пра-1у,ПВД | Байдарка 3-2 |
5 | Зинченко Марк Владиславович | 12.03.2009г | Пра-1у,ПВД | Байдарка 3-2 |
Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте www.rznstr.ru
- Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.
Весной 2016 года было проведен поход 1 к.с. по реке Пра, в котором приняли участие более 20 человек. Это вошло в традицию,и три года подряд совершался сплав. Некоторые из участников уже имели желание продолжить развитие и принять участие в более сложном походе. Для достижения этой цели был выбран маршрут 2 к.с. по рекам Муезерка- Чирка-Кемь. Временем для похода был выбран июнь месяц. Это время лучше всего подходило всем участникам группы,у всех совпали отпуска. В данный период года, как правило, высокий воды. В это время в месте маршрута белые ночи, поэтому можно было иметь запас времени для сплава в течение дня. Основной «сложностью» было то, что все пять человек принимали впервые участие в водном походе такой категории сложности. Хотя присутствовал опыт пеших походов,и группа вполне представляла себе,как вести себя в недельном походе,как справляться с погодными условиями.
- Справочные сведения о районе похода
Маршрут похода пролегает по территории Северо-Западной Карелии, недалеко от границы с Финляндией — данная местность является частью пограничной зоны. В связи с этим, населенных пунктов встречается немного. Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются сложностью порогов, но похожи характером берегов и количеством встречающихся разливов озерного типа. Берега, в основном, болотистые. В лесах встречается большое количество грибов, ягод (морошка, черника, голубика, клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой. Продукты можно купить в поселках Муезерский, Тикша, Боровой. На воде в дневное время бывают порывы ветра, что сильно затрудняет движение по разливам и озерам.
Река Чирка-Кемь протекает в субмередианальном направлении в центральной части северной Карелии. В связи с особенностями геологического строения района, река изобилует многочисленными препятствиями (пороги, шиверы, перекаты и т.д.), обусловленными выходами скальных пород. Рельеф района путешествия моренно-ледниковый: гряды, межгрядовые долины рек и ручьев, многочисленные ледниковые озера, россыпи валунов. В прошлом район был повсеместно залесен (леса преимущественно еловые), ныне, в связи с недавними интенсивными лесоразработками, многие площади лесов сведены, заболочены. В связи с интенсивным лесосплавом по берегам местных рек часто встречаются ряжи, сейчас полуразрушенные; «расчески», завалы и т.д. В связи с тем, что сейчас лесозаготовка практически прекращена, район путешествия малонаселен.
- Описание маршрута
Марщрут известен уже давно. Категория сложности маршрута оценивается 2-3 к.с. Проходит по территории Карелии. Носит линейный характер с удобной заброской и достаточно комфортной выброской. Все препятствия на маршруте носят четко выраженный локальный характер. Некоторые препятствия, такие как «Хаудо», возможно,порог «Тахко», позволяют осуществить обнос судов и провести тренировку на пороге.
- Варианты подъезда и отъезда.
Из Рязани в Карелию можно попасть железнодорожным и автомобильным транспортом. Нам повезло,в это время наши друзья на микроавтобусе планировали ехать в Карелию. Они и помогли нам с заброской. Хотя из конечной точки маршрута,поселка Боровой до «нулевого» километра(трассы Сегежа- Костомукша), было решено арендовать другую машину,т.к. в этом месте( почти 90 км) не очень хорошая дорога. А уже на «нулевом» километре нас ждал наш микроавтобус.
- Пребывание в приграничном районе
Сам маршрут проходит в приграничном районе. Непосредственного разрешения от пограничников не требуется, руководителем группы были заранее заготовлены 5 экземпляров списка группы с паспортными данными. Эти данные могут спросить в начале маршрута «люди в форме». К нам никто не подошёл,видимо потому что мы приехали не на поезде,а на машине. Нас просто не заметили. Хотя уже в завершении маршрута,на » нулевом» километре,мы встретили пограничников,там находится КП для проверки документов. Очень приятные ребята,пообщались с ними о красоте Карелии, никаких документов уже никто не спросил.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Маршрут проходит по малонаселенной местности практически в автономном режиме. В случае чрезвычайной ситуации возможно завершение маршрута в месте пересечения реки с трассой Костомукша-Сегежа, но в этом случае большинство порогов окажутся не пройденными.
- Страхование жизни и здоровья участников
Поход проходит по территории РФ. При желании возможно оформить спортивную страховку на время спортивной части маршрута.
Менеджер Гусева Анна 8905-187-77-75 Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 15 000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.
- 10. Изменения маршрута и их причины.
Маршрут пройден без его изменений в установленные сроки.
- График движения.
Дата | День
пути |
Участок пути
От и до |
Длина пути, км | Чистое ходовое время, ч. | Определяющие препятствия на участке | Способ передвижения/
погода |
7.06-8.06 | 1
2 |
Рязань-
Автомобильный мост через Муезерку |
1600 | 23 |
Автомобиль,жара! |
|
9.06 | 3 | Автомобильный мост-стоянка ПБ | 20 | 5,5 |
Мосты, шиверы |
Сплав, солнце,30-тиминутная буря. |
10.06 | 4 | Стоянка ПБ-Стоянка ЛБ,у мыса Калмозеро | 25 | 6 | Сильный встречный ветер | Сплав /солнце,ветер,встречный ветер |
11.06 | 5 | Стоянка ЛБ,у мыса Калмозеро-стоянка ПБ за порогом «Хаудо» | 17 | 4,5 | Очень сильный встречный ветер,пор»Хаудо». |
Сплав /облачно,встречный ветер |
12.06 | 6 | Стоянка ПБ за порогом «Хаудо»- стоянка ПБ за порогом «Ледмозерский2» | 28 | 5,5 | Пор. «Кривой», пор. «Тахко». | Сплав /солнце
Ветер попутный |
13.06 | 7 | Дневка | — |
Баня/солнце
|
||
14.06 | 8 | Стоянка ПБ за порогом «Ледмозерский2»-стоянка ПБ «идолы» |
20
|
4,5 | Порог «Рокконен»
«Грядовой» |
Сплав/солнце |
15.06 | 9 | Стоянка на ПБ «идолы»- стоянка ПБ пос. Боровой,за мостом | 15 | 3 | Порог «Горшок» |
Сплав /солнце |
16.06 | 10 | Пос. Боровой-«нулевой» километр-дорога в Рязань | 900 | 90 км от Борового плохая дорога | Антистапель/Автомобиль/солнце
|
|
17.06 | 11 | г. Рязань | 700 | Автомобиль/солнце |
Принятые в отчёте сокращения:
ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
07.06 В 17:30 начали грузить наш микроавтобус,и примерно в 18:30 выехали из Рязани. Было приятно решение ехать через Вологду. На этой дороге очень мало машин,красивые виды,да и качество покрытия дороги весьма неплохое. Дорога понравилась.
8.06 В 18:00 прибыли на место, автомобильный мост через реку Муезерку. Начало стапеля.
9.06 В 10:00, позавтракав, и предупредив МЧС о выходе на маршрут, встали на воду. Стояла жаркая погода. Примерно через час начались первые перекаты. На втором, несильном,но весьма,как оказалось, коварном перекате,порвали обе байдарки о камни. На заклейку ушел час, после чего движение было продолжено.
Далее на маршруте попадались интересные пороги-горки. Около трёх часов дня вышли для просмотра порога » Обливняк». Порог несильный,но над порогом проходит мост,были сомнения,что при таком высоком уровне воды мы пройдем под ним. В итоге приняли решение о переносе. Здесь,на переносе попали в сильную бурю с ветром и дождём,продолжительностью около часа.
В 18:50 прибыли на стоянку. Здесь наш юнга поймал щуку. Поужинали,спели песни и легли спать.
10:06. Встали в 7:30. Долгие сборы. Вышли в 11:10. Через пару часов вошли в Чирку-Кемь. Воды стало больше, появился сильный встречный ветер,который особенно усиливался при входе в озера. В итоге в этот день было шесть часов очень энергозатрат ной гребли,после чего встали на стоянке на мысе Калмозеро-стоянка ЛБ ,поужинали и легли спать
11.06 Всю ночь дул сильный ветер. Встали в 8:00. Позавтракав, встали на воду в 10:30. Дул сильный встречный ветер,но дойдя до Челгозера, мы поняли,что это были всего лишь » цветочки»! Пройдя чуть больше половины озера, и причалив на стоянку слева на перекус,даже думали остаться здесь на ночёвку,хотя было лишь 13:30. После того,как мы покушали и попили горячий чай,силы вернулись и продолжили бороться с ветром. Примерно через пару часов стали появляться пороги,и здесь стало уже не нудно и тяжело,а очень даже интересно. Очень понравился перекат под мостом. Хотя в лоции он указан,как перекат,нам он показался самым интересным за все время,что мы плыли до этого. В 16:30 подошли к порогу » Хаудо». Этот порог был самым динамичным за весь поход, благодаря мощной струе и достаточно приличному валу посередине. Осмотрев порог,было принято решение обнести вещи,тем более,что сразу за порогом хорошая стоянка на ПБ. Прошли сначала с Владом вдвоем,затем Юля тоже выразила желание пройти. Света и собака Марта в этот порог не пошли. Оба раза прошли по центру,получили массу приятных ощущений. После чего сделали баню и, поужинав, легли спать.
12.06 Утром встали в 8:30. Стала чувствоваться накопленная усталость,но не хотелось оставаться на дневку,т.к. погода благоприятствовала, также хотелось пройти ключевые пороги. На завтрак сделали блины. После очень долгих сборов,вышли в 13:00. После пары небольших перекатов подошли к порогу » Кривой». Осмотрев его,и наметив линию движения,решили пройти его с Владом,не выгружая вещи. Перенос в этом месте вообще достаточно сложен. Выставив женщин,нашего юнгу и собаку на место для съёмки,трогаемся. Прошли достаточно легко. Следом идёт порог «Тахко-Падун». Изначально мы планировали его перенести,но осмотрев, пришли к выводу, что при такой высокой воде,если зайти справа,то он не должен доставить много хлопот. Так и сделали,вновь выставили на берегу операторов,и прошли с Владом два раза его, сначала на одной, затем на другой байдарке. Далее было три часа плёса. Ветра почти не было. И в конце дня,пройдя два Ледмозерских порога,встали на отличной стоянке справа в 19:30.
13.06 Дневка. Солнце,баня,песни, рыбалка.
14.06 Встали в 8:00. В 11:00 вышли. Сегодня насыщенный день,много порогов,не все они быстрые,но большинство интересные. Все,кроме Рокконена, прошли сходу. Осмотрев «Рокконен», решили пройти опять его без женщин. Так и сделали,зайдя по струе,не выгружая вещи. Единственное, ближе к концу порога есть обливняк,важно обойти его,мы обошли слева,хотя можно и справа. Ещё день запомнился тем,что несильно,но порвали адмиральскую байдарку на пороге » Грядовой». Его нужно обязательно пройти слева,мы пошли посередине, и попали на камни. Потеряли 30 минут на клейку. Встали за порогом «Рокконен»,на идолах, в правой протоке. Шикарная стоянка.
15.05 Встали в 8:00. Позавтракав блинами,тронулись в 11:00. Стояла прекрасная солнечная погода ( с погодой вообще повезло). Пройдя два крайних порога » Олений» и «Горшок»( «Олений» сходу по струе, «Горшок» осмотрев и по струе), встали на обед на ПБ. После чего,на полном расслабоне,ловя рыбу и любуясь красотами Карелии,дошли до моста в поселке Боровой. Сразу за мостом, справа, хорошая стоянка. Начало антистппеля.
16.06 В 12:00 нас забрала машина,нанятая заранее. На этом авто мы добрались до нулевого километра,где и пересели на наш микроавтобус,который повез нас в Рязань.
17.06 В 19:30 зашли домой.
Река Муезерка, у автомоста.
12.1 Лоция рек Муезерка — Чирка-Кемь( от Афанасенкова Михаила) курсивом внесены собственные замечания).
МУЕЗЕРКА
_ОВ_ | ВПП | объект | примечание |
0-20 | 0-20 | низкий деревянный мост | В высокую воду может потребоваться проводка, в нашу пролезали с запасом |
0-40 | 0-20 | длинный порожек (по струе ~5мин) | Ориентир — вышка ЛБ перемещается как бы на ПБ, а в конце порожка — провода через реку. |
0-50 | 0-10 | порожек «у моста» | Сразу за углом, начинается до моста, заканчивается за мостом. В районе моста лучше держаться правее. |
0-55 | 0-05 | шивера «мель» | Сразу после. Мелко, садились на камни. Течения почти нет
.(здесь порвались) |
1-00 | 0-05 | озерко | Стоянки: сразу у входа слева, потом две отличных справа, потом много слева, но с местными отдыхающими (вышка, дорога от Муезерского) |
1-20 | 0-20 | порожек | На выходе из разлива |
1-25 | 0-05 | Порог-горка | По струе, мощнее предыдущих |
1-40 | 0-15 | озеро, лесистые острова | Выход из озера неочевиден. Сразу уходить к левому берегу и держаться его, острова должны остаться справа. На озере и дальнейшем разливе (~10мин от выхода из озера) много хороших мест для стоянок, в основном слева. К ним подходят дороги и тропинки, но дальше берега заметно портятся. |
2-15 | 0-35 | шиверка | за останками плотины |
2-30 | 0-15 | порог «обливняк | Самый интересный на Муезерке: если ничего не предпринимать, мощная струя выносит ровно на большой обливняк посреди слива. Лучше сразу держаться правого края струи.( Из-за моста и высокой воды переносили вещи) |
2-50 | 0-20 | перекат с мелким выходом | После разлива. |
3-10 | 0-20 | порожек «ряжевый» | мелкая шивера, затем порожек вдоль длинной ряжевой стенки слева (по струе), затем мелкие песчаные разбои. |
3-40 | 0-30 | перекат | на правом повороте, островок с плавником |
3-55 | 0-15 | стоянка ЛБ | с большой поляной (хорошая стоянка, но подходит дорога) |
4-05 | 0-10 | Два порога-горки | с ходу по струе |
4-20 | 0-15 | стоянка ПБ | с табличкой. |
4-25 | 0-05 | Порог-горка | Сходу по струе. Вскоре справа стоянки. |
4-40 | 0-15 | Порог-горка | Сходу по струе. |
4-45 | 0-05 | Порог-горка | Сходу по струе. Заход под левым берегом. |
4-50 | 0-05 | Перекат «у моста» | Сходу. Через 5 мин — стояночка ПБ. |
5-15 | 0-25 | порожек | сходу, ещё через 10 минут — мелкие перекаты. Затем до конца Муезерки едва заметные перекаты попадутся ещё пару раз, но время я не засекал и в лоцию их не включал. |
5-45 | 0-30 | стоянка ЛБ | В конце обрывистого левого берега. |
6-45 | 1-00 | стоянка ПБ | Перед «забором» на ПБ. Хвойный лес. Ранее и позже — болотины или луга. |
7-15 | 0-30 | впадение в Чирку-Кемь | — |
ЧИРКА-КЕМЬ
_ОВ_ | ВПП | УВП | объект | примечание |
8-15 | 1-00 | 0-00 | пара стояночек ЛБ | В остальном низко и болотисто |
9-15 | 1-00 | 0-00 | Стоянка ПБ | Начало ветвлений, отличная большая стоянка — в начале правого узкого рукава, основная же протока — левая. |
9-45 | 0-30 | 0-00 | Монс-озеро | «Короткий» вход через узкую невзрачную протоку. Множество песчаных пляжей со стоянками. Отличные места для дневок. Идти правым берегом. |
9-55 | 0-10 | 0-00 | Выход из Монс-озера в «кривую протоку». | Сразу не виден — хочется идти к «заборам», а не «назад». В протоке между озёрами тоже несколько отличных стоянок. |
10-25 | 0-30 | 0-00 | Мыс, Калмозеро. | Обплыть мыс слева и вперед на север (левым берегом). На мысу и далее слева с виду те же пляжи, но в их глубине — кочковатая болотина, в отличие от Монс-озера. Неплохие стоянки есть только справа, но там совсем рядом посёлок Тикша. Отличная стоянка есть также в юго-юго-западном конце озера, примерно посередине большого песчаного пляжа (на карте там развилка «пунктирных» дорог, реально же по ним уже давно никто не ездит из-за разрушенных мостиков, зато вдоль них растут белые грибы). |
10-55 | 0-30 | 0-00 | Выход из Калм-озера | Низкие заболоченные берега без стоянок. |
11-35 | 0-40 | 0-00 | Бетонный автомобильный мост. | За ним между свай разрушенного моста перекатик. |
12-05 | 0-30 | 0-00 | ЛЭП | Низкие заболоченные берега продолжаются вплоть до Челгозера. |
12-35 | 0-30 | 0-00 | Челгозеро. | Есть хорошие стоянки: одна — сразу у входа справа и несколько — у выхода (напротив входа, чуть правее выхода). На «выходных» стоянках проблемы с дровами в связи с их высокой посещаемостью… На «входной» стоянке обилие ягод.(сильнейший встречный ветер) |
13-05 | 0-30 | 0-00 | Выход в северном углу. | У выхода как бы развилка — идти левее, правая протока — глухая. |
13-45 | 0-40 | 0-05 | Железнодорожный мост | Под ним перекат. Сразу за ним в левой протоке — П.»Нахко» — сходу. |
13-55 | 0-05 | 0-05 | П.»Лоухи» | За крутым левым поворотом. Сходу по струе. Чайникам на каркасных судах можно осмотреть слева. |
14-20 | 0-20 | 0-00 | Мост автомобильный, под ним перекат. | Без осмотра. Сразу за мостом небольшой островок обплывать по основной (правой) протоке (левая, совсем узкая, набита камнями), а вот следующий, крупный остров ОБЯЗАТЕЛЬНО обойти слева, т.к. правая протока кончается противной длинной мелью. |
14-35 | 0-15 | 0-25 | П.»Хаудо»(II) | Ряж слева. На выходе — бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом — хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). УВП указано для просмотра и видеосъёмок. |
15-05 | 0-05 | 0-00 | Два переката | — |
15-10 | 0-05 | 0-05 | П.»Кривой»(II). | Состоит из двух частей — мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) — сразу ЗА поворотом. Все лоции рекомендуют его смотреть, однако осмотр отнимает кучу времени (берег неудобен) и мало чего даёт кроме того что я написал (за углом — слив….). Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее, почти к берегу — там прямые высокие валы, достаточно безобидные. А вот правее их в бочке при нас кильнуло каяк… УВП указано для прохода без осмотра. Наверху три-четыре больших стоянки на ПБ. |
15-15 | за углом | 2-00 | П.»Тахко»(IV). (II). | Высокий слив с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В малую воду проход слева (вдоль ряжа, затем резко направо в «котёл»). В «котле» байдарки стабильно кусает за правый борт — необходимо интенсивное откренивание. Возможна проводка справа. В среднюю воду справа уже можно проходить, а проводку делать по узенькой «канализации» правее островка. Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы. Напротив, на левом берегу — турбаза «Тахко», записки утверждают что они воруют по ночам вещи и рекомендуют дежурить. Мы не дежурили, только ценные вещи убирали под тенты — за две ночи ничего не пропало. В лесу прямо у стоянки море ягод. Некоторые энтузиасты ночуют на горе между «Тахко» и «Кривым» — отличное очень живописное место но ОЧЕНЬ далеко до воды. Далее ~16км плёсов без течения, как правило со встречным ветром. Очень много отличных стоянок на обоих берегах. |
20-35 | 3-20 | 0-00 | Приток слева | Няугу. Время на плёсы дано для встречного ветра. |
20-55 | 0-20 | 0-05 | П.»Ледмозерский-1″. | Типа мощной шиверы. Сходу по струе. |
21-15 | 0-15 | 0-05 | П.»Ледмозерский-2″. | Типа мощной шиверы. Сходу по струе. Снизу — хорошие стоянки по обоим берегам. Отличная оборудованная стоянка ПБ. |
22-00 | 0-40 | 0-00 | Впадение Растаса слева. | Отличная оборудованная стоянка на впадении. Баня, коптильня, стол. |
22-40 | 0-40 | 0-00 | Стоянки на ЛБ. | Большая сельга слева. |
23-10 | 0-30 | 0-05 | П.»Кильбо». | Несложен, проход по струе. Вскоре слева — избы, за ними — перекатики и резкие повороты с течением. |
23-40 | 0-25 | 0-05 | П.»Омос». | Перекат с поворотом. Сходу. |
24-00 | 0-15 | 0-25 | П.»Никуттный»(II). | Ряж слева. Две ступени. Первая — большая бочка, «разорванная» чистым сливом ближе к правой части. Вторая — очень мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные — даже обедать негде. За порогом справа — обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку. |
24-30 | ~0-05 | 0-05 | П.»Железные Ворота» | 5 ступеней, первая — несложный порожек сходу по струе, остальные — перекатообразные. Напротив 2 и 3-ей ступени справа — стоянки. Далее до Рокконена со стоянками туговато… |
~24-40 | ~0-05 | 0-00 | П.»Вигитус» | Слабенький, но интересный — зигзагообразные манёвры вместе со струёй. Сходу. |
~24-45 | ~0-05 | 0-00 | перекат | фигня |
~24-50 | ~0-05 | 0-00 | П.»Островной». | Лесистый остров посреди русла. По любой протоке, фигня. |
24-55 | ~0-05 | 0-00 | П.»Битуш». | Сходу по струе, сразу за порогом в русле характерная неправильной формы скала — ориентир (при заходе её уже видно). Порог слабый. Время между предыдущими порогами неточное, однако суммарное время от Железных Ворот до Битуша верное (в спокойном темпе). |
~25-10 | ~0-15 | 0-00 | П.»Грядовый». | Останки дамбы (едва заметные). Идти по главной струе, валы. Далее через некоторое время камни, мелковато (возможно это П.»Раух», но течения почти нет). |
~25-25 | ~0-15 | 0-05 | П.»Елоха». | Порог-горка, помощнее предыдущих. Сходу по струе. ВНИМАНИЕ: ни ряжевой стенки на пороге, ни знака «уступи дорогу» в русле после порога, упомянутых в других лоциях, уже НЕТ!. Между «Елохой» и «Рокконеном» — короткий, почти круглый, разлив с низкими травянистыми берегами. У Рокконена с наплыва конца не видно — вот и все ориентиры. |
25-30 | сразу | 1-00 | П.»Рокконен»(III-). (II). | Желателен осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Ключевое место — в конце порога: струя бьёт в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В нашу малую воду проще вправо, т.к. слева — мелко. УВП указано для осмотра и видеосъёмки. |
26-40 | 0-10 | 0-00 | Отличные стоянки справа. | В правой протоке. Можно заплыть для ночёвки или даже днёвки, однако потом вернуться (2минуты) и идти в ЛЕВУЮ протоку. Отсюда и разночтения по Сосновым порогам — в левой протоке они нормальные, а вот в правой — мели, проводки и прочие мучения. Далее описана ЛЕВАЯ, основная протока. |
26-50 | 0-10 | 0-15 | Сосновые пороги, 4 штуки. | Первый, третий и четвёртый — мощные перекаты, по струе сходу. Наиболее интересен второй — в сужении локальный слив с валами и намёком на косую бочку (у левого края слива). Держитесь правее, ближе к берегу. Четвёртый порог уже у слияния проток. |
27-10 | 0-05 | 0-00 | Неизвестный порог | Каменистое русло, нагромождения брёвен. Падения и течения почти нет. Ни в одной лоции не указан. За ним спокойный плёс. |
27-25 | 0-15 | 0-10 | Сотые острова. | Идти по ШИРОКИМ левым протокам (в узкие не сворачивать, там мелко). В конце островов — два-три переката. Потом до «Оленьего» прямой широкий плес. |
27-45 | 0-10 | 0-10 | П.»Олений»(II). | Длинная мощная шивера. Где-то после него перекат. |
28-10 | 0-15 | 0-05 | П.»Горшок(II)».
Ряж справа (дамба). |
Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе. |
28-25 | ~0-10 | 0-00 | Два порожка | После справа берег повышается и там большая плоская стоянка (с воды не видно). |
29-30 | ~1-05 | 0-00 | Мост, пос. Боровой | Посёлок (точнее сараи на его окраинах) едва заметен слева перед мостом. Аборигены дружелюбны. Станция и посёлок только на левом берегу. Стоянки есть: на правом берегу как сразу за мостом, так и в 1-2км перед ним; на левом берегу — за 2-4км ДО моста. Примерно за 3км до моста в русле появляются глыбы и валуны, однако БЕЗ переката (ориентир). Начиная с 3-его км. от моста вдоль правого берега идёт дорога и можно договориться с машиной в посёлке на довоз вещей до станции (цены не спрашивали, но недорого, т.к. зарплаты в посёлке мизерные…). В Боровом десяток магазинов, междугородний телефон(в здании почты), больница. |
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.Потенциальную опасность или трудность может представлять встречный ветер на маршруте. В этом случае надо либо вставать и пережидать его, либо связывать катамараны воедино по вдоль для увеличения устойчивости на курсе.В случае более высокой воды, возможно, придется обносить мосты по берегу.
- Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
В городе Петрозаводск можно осмотреть местные достопримечательности, которых хватает, и побродить по городу.
- Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).
15.1 Характеристика средств сплава
Сплав осуществлялся на двух каркасно-надувных байдарках Хатанга 3 тревл. Накачка проводилась штатными, довольно неплохими насосами. Также с собой имелись два комплекта ремкоплектов.
15.2 Питание в походе
Все продукты были приобретены заранее в г.Рязань. В походе было организовано трехразовое питание с горячим обедом или перекусом в середине дня.
Предпоходная подготовка продуктов заключалась в их герметизации полиэтиленовыми пакетами или расфасовкой в пластиковые бутылки.
Питание в машине и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Четкого графика дежурства в походе не было. Подобралась очень приятная компания,и готовка еды осуществлялась тем членом группы,кто лучше всех умел готовить данное блюдо. Мытьё посуды пало на плечи девчонок.
- Стоимость проезда, проживания, питания, снаряжения и др.
Стоимость похода составила 52000 рублей на всех за дорогу (42500)и питание(9500).
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
- Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды в реках при прохождении маршрута высокий.
- Удобная логистика при заброске и линейный характер маршрута позволяет уверенно его преодолеть начинающим группам даже с небольшим опытом, совершенствуя навыки сплава.
- Маршрут можно рассматривать как тренировочный поход перед более длительными путешествиями.
- 6. В районе Карелии совершен водный поход по линейной связке рек Муезерка – Чирка-Кемь, который можно отнести ко 2 категории трудности при высоком уровне воды,и рекомендовать к прохождению начинающим группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.
18. Литература
- Лоция реки Муезерка-Чирка Кемь. "http://www.afanas.ru/myreport/ck/ck_to.htm" rel="nofollow"
- 2. Отчет Отчет о водном туристском походе III категории сложности по рекам Муезерка-Чирка-Кемь (респ. Карелия) совершенном с 15 по 28 июля 2012 г..Новожилова Ю.К. 2012год. "http://www.turizmvnn.ru/report/muezerka-chirko-kem-2012/" rel="nofollow"
- Атлас республики Карелия.
Приложение 1. Схема маршрута.
ФОТОГРАФИИ
Источник : "http://rznstr.ru/4070-2" rel="nofollow"
Комментарии