25 августа 2020

Введение

Мечта посетить р. Поной вынашивалась нами уже давно и, пожалуй, одной из наибольших проблем здесь стала логистическая проблема заброски и выброски. Вариант заброски на колесной полноприводной технике до Чурозера и вертолетной выброски на рейсовом вертолете из Каневки признан оптимальным. Рейсовые вертолеты летают в Краснощелье по вторникам, а в Каневку по средам. Причем в Каневку пассажирский вертолет летает раз в две недели (он чередуется с грузовым), но на грузовом в крайнем случае тоже можно улететь(при наличии места). Расписание рейсов вызвало жесткую привязку маршрута к определенным датам.

Расписание вертолетов можно найти здесь "http://www.lovozeroadm.ru/transportnoe_obs/aviatransport/grafik_poletov__/2217/" rel="nofollow"

При составлении маршрута мы базировались главным образом на отчетах

"https://voipel78.livejournal.com/671.html" rel="nofollow"

"https://yandex.ru/turbo/s/korepov1986.livejournal.com/12367.html" rel="nofollow"

"https://www.marshruty.ru/travel/afanasuyaponoy2015/" rel="nofollow"

Весной группой осуществлены два тренировочных маршрута по рекам Ленинградской области по р. Гороховка и р. Вуокса («малое мельничье кольцо). В целом разработка и подготовка маршрута заняла 1 год. Бронировали билеты на вертолеты в марте.

Контрольные телефоны для связи

Телефон регистрации маршрута в МЧС 88152451475

Ссылка на онлайн-регистрацию маршрута в МЧС "http://51.mchs.gov.ru/" rel="nofollow"

диспетчер в Краснощелье

Арчева Юлия Павловна 89210324860, Мироненко Оксана Сергеевна 89215141336

диспетчер в Ловозеро

88153841308, 88153840175, 9211770273 (Алефтина Юрьевна)

Диспетчер в Каневке

88153838120, 88153838126 (домашний), Людмила Николаевна

Заброска Апатиты-Чурозеро 79212751497 Попков Виталий, ГАЗ 66

Описание маршрута:

ЧАСТЬ 1

17.07.2020

Поздно вечером мы встретились на квартире у капитана нашего похода Батурина А., чтобы выдвинуться в путь. Мы ехали на двух машинах от СпБ до Апатит  (Hyundai Starex 4WD, MB Gelandewagen) Из Апатит нас 19.07 должны были забросить на Чурозеро. Еще один член группы добирался до Апатит на самолете.

18.07.

Выехали около 00-00 и в 6 утра мы заночевали около р. Шуя в лесу недалеко от пос. Матросы. Палатки ставить не стали, ночевали прямо в машинах. Комары сильно доставали и нормально поспать получилось не у всех. Лично я спал на крыше. Проснувшись двинулись в путь и позавтракали в кафе Рыбка недалеко от пос. Сопоха. Ближе к полуночи были в Апатитах. Так как из за короновирусной инфекции город был закрыт, пришлось объезжать пост по дороге мимо кладбища, соответствующий съезд нашелся где-то километр не доезжая поста. Забрав еще одного члена группы, прилетевшего в Апатиты на самолете, поехали ночевать в лес на берегу озера Имандра. (67.5190976, 33.3030796)

19.07.

Встали около 6 утра, позавтракали, и поехали в пос. Кукисвумчорр, где нас должен был забрать Газ-66. Там же мы бросали машины на время маршрута. Перегрузив вещи, около 10 утра мы выехали. Дорога проходила через пос. Октябрьский, далее вдоль насыпи старой железной дороги.  Далее 56й, 82й км. Имелось несколько значительных бродов через болото, которое машина успешно преодолела. Видели местных рыбаков на нивах. Дорога со слов водителя называется хай-вэй. Выбросив нас на Чурозеро, водитель – Виталий, остался с нами на ночевку. Судя по отсутствию следов, мы в этом году на Чурозере были первые. Забегая вперед скажу, что пока мы шли до Краснощелья мы также не видели никаких следов свежих стоянок, так что судя по всему в этом году на Поное мы были первой группой. При подготовке маршрута были идея не доезжать до Чурозера, а начать сплав по Элнйоку в месте брода – дорога один раз пересекает этот ручей. Со слов водителя, на ручье недавно образовался сильный завал из деревьев и мы правильно сделали, что поехали до Чурозера.

Дорога Кировск-Чурозезо (“хай-вэй”).

На берегу Чурозера нашлась рыболовная хижина с печью и нарами на 6 персон. Часть народа разместилась в хижине о чем сильно пожалела, так как утром была нестерпимая жара и прилетели комарики. Чтобы попасть на берег Чурозеро, приходится преодолеть 350 метров по довольно неприятному болоту. Провалиться можно по пояс, что многие и сделали. Есть тропиночка из досок, но иногда проваливаешься и на ней. Стапель был в лесу не переходя болото, после чего байдарки были перенесены на озеро. Озеро чистое, дно песчаное, купаться одно удовольствие. Рыбалка прошла успешно – на спиннинг было поймано множество окуней до 500 гр, несколько щук до 2 кг, одна щука 5 кг, несколько сходов крупной щуки вместе с блесной, один язь. Рыбу закоптили, скушали.

Наш лагерь на берегу оз.Чурозеро.

21.07. Загрузили байдарки, вышли на воду. Навигацию осуществляли с помощью приложения OsmAnd+ с оффлайн картами OpenStreetMap и дублировали бумажными ламинированными распечатками генштаба. Шли в 4 байдарки, 8 человек. Из озера вышли в протоку с ручьем Элнйок. Немного расслабившись, повернули по нему не в ту сторону и пошли вверх по течению, пришлось возвращаться. Вход в протоку Элнйока вниз по течению не очевиден, закрыт кустами. По сути в месте впадения протоки в Элнйок река выглядит цельной, и смена направления течения не ощущается. А протока с течением вниз не очевидна. Это узкое место среди кустов, деревьев и зарослей длиной около 500 м. Ничего критичного, но при неудачном прохождении, и в том числе из-за неправильной загрузки байдарки, мое судно вуокса-2 благополоучно «кильнулось». Благо все вещи были принайтованы и утеряны были лишь советский спиннинг и фляжка с согревающим. В этот момент я понял, что Вуокса-2 не самый лучший выбор для длительных экспедиционных маршрутов, ввиду малой вместимости и грузоподъемности. Просохнув и отчерпав воду двинулись дальше. Вещи были перераспределены.

Спустя примерно 7 км путь преграждал завал из деревьев. Спилив и обрубив торчащие ветви аккуратно провели байдарки над стволом. Забегая вперед скажу, что после нас тут прошла группа на катамаране, которая ликвидировала этот завал полностью распилив лежащие в воде деревья.

Около 19.00 дошли до р. Поной. Стоянка нашлась на правом берегу, примерно в 1 км ниже устья Элнйока, (67.47924 °N, 36.26472 °E). У нас было две палатки – кемпинговая 4 местная и туристическая двухместная. Вечером на спиннинг поймали несколько окуней и щук. Дно песчаное, купаться приятно. Глубина Поноя здесь – не более 1.5 метра, его можно перейти вброд.

Преодоление завала на руч. Элнйок.

22.07. К вечеру  дошли до первого обозначенного на карте порога. По дороге отдыхали на косах и отмелях, ловили окуня, впервые поймали несколько хариусов. Стоянка нашлась на правом берегу, (67.50683 °N, 36.45018 °E), перед порогом. В целом надо сказать, что в силу нашей избалованности, мы каждый вечер тщательно искали стоянку и тратили на это время. И в целом каждый раз она находилась – со столиками, пеньками, костровищем и местом под палатки.

23.07. Утром проходили пороги. Порогов два, первый проходится вдоль правого берега, второй тоже правее, но ближе к центру. Препятствие несложное, в целом в любом месте можно залезть в воду и пойти пешком, напор воды не сильный. Пожалуй этот порог был наиболее неприятным на всем маршруте.

Правда надо отметить, что судя по всему в этом году уровень воды в Поное в принципе низкий. Пройдя еще где-то 2-3 часа, перед устьем Сахарной также был порог. Сразу за ним на левом берегу была хорошая стоянка со столиком, скамейками и прочими удобствами.

Координаты стоянки (67.51115 °N, 36.54268 °E)

Особо хорошо было то, что со стоянки можно идти ловить как на Сахарную, так и в порог на Поной.

Ловили рыбу, отдыхали. Поймали десятка полтора хариусов, несколько щук, одну крупную, килограмма на 3. Была мелкая форелька которую отпустили. Говорят в верховьях Сахарной есть заброшенный карьер по добыче амазонита, но до него 16 км и ходить не стали. Также видели на Сахарной старые нарты.

Перекаты на р. Поной в районе устья р. Сахарная.

Марина и Щука.

24.07. Вышли около 14-00. В устье р. Кукша на косе пообедали. К вечеру дошли до устья р. Тичка. На правом высоком берегу в 500 метрах ниже устья нашлась хорошая стоянка. Так как там уже был сложен очаг для бани, решили сделать дневку. (67.3852545, 36.74312) Также между устьем Тички и большой стоянкой(на высоком берегу) есть еще несколько старых маленьких кострищ, а на Тичке - смытая “изба” из баннеров.

Акустический концерт в устье р. Кукша. Автор и исполнитель песен - Максим Сафошкин (Слодан)

25.07. Дневка

Утром встретили две лодки из Краснощелья – мужики ловили рыбу. Днем делали баню. Пытались поймать в Тичке рыбу, но поймали только пару десятков окуней. Отпустили. А вот рядом со стоянкой поймали несколько щук.

Вид со стоянки в районе устья р. Тичка.

26.07. Дошли почти до Краснощелья. Прошли несколько урочищ, ниже Ежгурана стало ясно что нормальную стоянку не найдем и заночевали на песчано-травянистом пляже. В одном месте река делает петлю, которую вроде как можно срезать по протоке, но издалека там просматривался завал, и мы не стали рисковать. 28го числа у нас должен был быть вертолет и двое из нас направились сразу в Краснощелье. Я немного приболел, поэтому также решил немного передохнуть. Байдарки оставили на главной пристани около церкви рядом с островом. В поселке был гостевой дом, где мы и заночевали. Заведовала домом Корнилова Вера Ивановна.  Домик хороший, две комнаты, баня. Нам готовили завтрак и ужин, отдохнули очень хорошо.

Вид на село Краснощелье с колокольни строящейся церкви.

27.07. Утром в Краснощелье пришла основная часть нашей группы. Встретил ее Саша Ванюта, который помог довезти вещи на автомобиле с прицепом. Байдарки оставили на пристани. Воровства в поселке нет, все лодки с моторами стоят прямо на пристани. Единственную опасность представляют собаки, которые могут сожрать оставленную где попало еду. Я поплатился некоторыми своими продуктами). Есть мобильная связь – ловит Мегафон.

Мылись в бане. В Краснощелье 3 магазина, есть сбербанк, строится церковь. Нам очень понравился этот гостеприимный поселок. Хорошо запомнился местный парень Сергей, который часто ходит в гости к Вере Ивановне. На следующий день перед вертолетом он провел нам экскурсию по строящейся церкви. Приятно видеть, что несмотря на удаленность, у жителей Краснощелья крепкое хозяйство, много гусеничной техники, автомобилей.

ЧАСТЬ 2

28.07. Сегодня утром улетели три члена нашей группы, также вертолетом была отправлена ставшая лишней байдарка Вуокса-2. Их отпуск закончен и им пора домой. В 11-00 прилетел вертолет Ми-8Т Вологодского Авиационного Предприятия в оранжевой, хоть и подкопченой, ливрее. Вертолетная площадка находится практически в центре поселка, а находящийся рядом с поселком аэродром со старым зданием аэровокзала - заброшен.  Кого то встречать, провожать, или же просто поглазеть пришел почти весь поселок. На разгрузку-погрузку борта 15 мин. На смену к нам прилетел новый член нашей группы.

Рейсовый вертолет Ми-8, рейс Краснощелье-Ловозеро.

После вертолета, перевоза шмоток, и прощальной прогулки по поселку, около 3х часов дня, мы вышли на маршрут. Предполагалось пройти около 20км до устья Пятчемы, но отмеченной на старой карте избы в ее устье давным давно не существует, а все поляны вокруг заросшие высоченной травой и кустарником. Решили пройти еще немного до стоянки сенокосцев, которую нам отметил еще в Краснощелье Сергей. Спустя километра 3 мы ее обнаружили и.. разочаровались. Опять кусты, трава, остатки шалаша и ни одного ровного места. Решили идти дальше, несмотря на сумерки, так как тот же Сергей поведал о некой избе, стоящей на крутой петле реки, но точные координаты нам дать так и не смог. И в первой же крутой петле(примерно через 6-7км после первого устья Пятчемы) на высоком берегу показалась изба. Координаты стоянки (67.26709 °N, 37.39812 °E). Это оказалась рыболовная хижина с печью и парой нар, в которой мы и заночевали. От комаров спасали тлеющие спирали. Ловили щуку, окуня.

Стоянка, рыболовная изба.

29.07. Дошли до заброшенной деревни Чалмнэ-Варрэ (Ивановка). По дороге Поной разделяется, и мы выбрали левую протоку так как по ней короче. В Ивановке всего один постоянный житель – баба Люба – которая известна по многим туристическим отчетам, ее хорошо знают и в Краснощелье и в Каневке. Она похоронила двух мужей, и ей помогают проезжающие рыбаки. Несмотря на преклонный возраст, она сама ловит рыбу, ставит сети, зимой охотится. Когда мы пришли в деревню она немедленно позвала нас на чай, мы ей передали заранее приготовленный гостинец – мед, печенье, хлеб, конфеты. В деревне много заброшенных домов, в которые приезжают жители Краснощелья на выходные и рыбалку. Пос. Ивановка был расселен в 60-х так как она подпадала под территорию затопления после строительства ГЭС на Поное. Водохранилище так и не сделали, а вот деревню переселили в Краснощелье. Видимо по этой причине у многих жителей Краснощелья есть связь с этим местом. Приятно удивил тот факт, что в Чалмнэ-Варрэ строил себе избу мужик из Краснощелья – Владислав. Говорит – уйду на пенсию, может и жить здесь останусь. На берегу реки есть камень с древними петроглифами и гранитной табличкой что они охраняются государством. Петроглифы в хорошем состоянии, во всяком случае лучшем, чем мы позднее видели в Беломорске, где прямо по ним шагают сотни туристов. Честно говоря, я так и не понял, как правильно называется эта заброшенная деревня – Ивановка или Чалмнэ-Варрэ. В Краснощелье нам сказали, что Чалмнэ-Варрэ – это названием самого места, а деревня называется Ивановка. Но Владислав сказал говорит, что это Чалмнэ-Варрэ.

Легендарная баба Люба - единственный постоянный житель деревни Ивановка (Чалмны-Варрэ).

Поем песни в избе в Чалмнэ-Варрэ.

Поклонный крест, возведенный по случаю 100-летия д. Ивановки (Чалмнэ-Варрэ). (возведен в 2017 г.)

30.07. Утром в Чалмнэ-Варрэ приехало еще два человека – мужчина и женщина – они также занимались ремонтом дома. Владислав уехал. Попрощавшись с бабой Любой, двинулись дальше. Сегодня у нас Нижнекаменское озеро. Дул сильный восточный ветер и в связи с этим пересечение большого водоема могло стать большой проблемой. В месте впадения Поноя в озеро большая дельта. Мы прошли по ее центральной части с целью как можно меньше пройти по озеру и как можно дольше оставаться под прикрытием зарослей ивняка и камыша. В озере нас встретил сильный встречный ветер, много отмелей из-за низкой воды. Каждая байдарка как минимум 2 раза садилась на отмель и приходилось вылезать и сталкивать ее. Мы сразу двинулись к восточному берегу озера. Там нашлась тихая бухта со стоянкой, где мы пообедали. Озеро сильно заросшее и кидать спиннинг тяжело – только если незацепляйку. Далее двинулись вдоль восточного берега озера в направлении места где из него вытекает Поной. Очень помогает спутниковая навигация, так как  иногда приходится идти прямо через кувшинки и тростник. В озере много лебедей. В место где из озера вытекает Поной много подводных камней и идти надо осторожно. Далее по Поною на левом берегу прошли устья малой, средней и большой Лосинги. Стоянку нашли на правом берегу в 1 километре ниже по течению от большой Лосинги. Вечером сходили на Лосингу на рыбалку, поймали ведро рыбы, в том числе окуня грамм на 800-900 и щуку на 3 кг. Вроде как на большой Лосинге в устье на левом берегу также видели приличную стоянку но уже потом не смотрели.

В Каневке нам говорили что эти места самые комариные. Но нам после Чурозера так уже не показалось. Как-никак на Поное в это время года первые признаки осени, жара спала и комаров стало меньше. Вечером мы стали теплее одеваться а утром перестали просыпаться из за жары и духоты в палатках.

31.07.

Утром нас разбудили крики  - на катамаране восьмерке под пятисильным  мотором шла группа мужчин в возрасте из Рыбинска. Идут от Чурозера, далее весь Поной до моря и там Терским берегом до Кандалакши. Удачи им! Мы с ними еще встретимся.

Дошли до устья р. Сухая. По дороге в каком-то микроскопическом ручейке изловил хариуса грамм на 800. При подходе к Сухой Поной вброд перебегал небольшой лось. На правом берегу Поноя, прямо напротив устья хорошая стоянка с очагом для бани. Решили там сделать дневку. Вечером в Поное взял еще одного хариуса.

1.08. Дневка.

С утра пошли в р. Сухая кидать спиннинг. Река мелкая, много травы, встречный ветер, почти ничего не поймали. Расстроенные пошли ловить в Поной. В устье Сухой поймали на двоих 16 хвостов хариуса – весом 500-800 грамм. Довольные пошли мыться в баню. В 1 км ниже Сухой на левом берегу находится первая рыболовная база – но в это время года она была законсервирована.

Хариусы, выловленные в устье р. Сахарная.

2.08 Сегодня мы вышли на маршрут в рекордно раннее для нас время – 13-00.  Благо белые ночи. В Ленобласти такой график не работает).  В устье лебяжьей семужья раболовная база – стоят лодки, натянут трос, посреди реки плавает понтон со столиком и скамейками. База обитаема, прошли ее мимо., не останавливаясь. Ближе к вечеру, не доходя километров пять до устья ручья Большой(где предполагалась ночевка) мы встретили наших знакомых из Рыбинска,, у них здесь была дневка. Устроили совместный обед, затянувшийся аж на 3 часа. Хорошо поговорили, пели песни. Мужики успешно ловили рыбу. У них здесь хорошая стоянка, это место где-то в 5 км выше по течению от ручья Большой, на правом берегу Поноя. После мы с ними созвонились - мужики успешно прошли Терским берегом как и планировали. Ниже Каневки их пытались остановить охранники семужьих рыболовных баз - да разве таких остановишь (см. фото)!

Совместное фото с группой туристов из г. Рыбинск.

Отплывали от них в хорошем настроении. Настолько хорошем, что мой напарник решил вздремнуть и как раз здесь начались первые перекаты. Шли в сумерках в итоге порвали две байдарки. На следующий день их клеили. Наша стоянка была прямо напротив ручья Большой, на правом берегу. Стоянка старая, с берега ее почти не видно, есть костровище, пара пеньков, место под палатку.

Координаты стоянки 66.99357 °N, 38.85603 °E.

Беломошник недалеко от стоянки.

3.08. Утром клеили байдарки, шел дождь. Ловили рыбу – щуку, хариуса, была мощная поклевка, рыба оборвала леску, скорее всего была семга. Проходили базу Пача, там много лодок, но по слухам в этом году клиентов на базах мало из за пандемии. На Паче было 3 клиента которые летели с нами из Каневки в Ловозеро. Жениховый порог представляет собой непрерывные перекаты на протяжении 1.5 км. Ничего страшного в них нет, но сесть на камень можно хорошо. Заночевали в устье Альденьги, на левом берегу Поноя.

4.08. Сегодня днем пришли в Каневку. Нашли диспетчера – Людмилу Николаевну. Связи нет. Есть общественный спутниковый телефон, который расположен в будке рядом с магазином. Но почему-то дозвониться по нему никто не смог(. В магазине мало что есть, купили чипсов, лимонада и еще какой-то ерунды. Пиво в магазине кончилось, есть только водка.

По людям ясно, что туристам здесь не шибко рады. Очевидно, что всякие  сюда за красной рыбой едут и люди разные бывают… Кроме того, пассажирский вертолетный борт ходит раз в две недели, а груза много, потому дополнительной нагрузке на борт из-за туристов здесь не очень рады. Говорят в будущем хотят туристам вообще запретить пользоваться вертолетом, что бы летали только местные. Остановились в гостевом доме у Виктора Канева с женой. Они отвезли наши вещи на прицепе до дома и утром до вертолетной площадки.

Каневка. Вид с воды на вертолетную площадку.

Личный автотранспорт хозяина домика виктора. Вездеход “Странник”.

5.08. Вертолет вышел из Ловозера в 10-00, сначала пошел на Сосновку и далее где-то в 12-00 был в Каневке.  В 14-00 мы были в аэропорту Ловозеро. Далее трансфером нас добросили до Кировска, где были оставлены наши машины. Погрузившись, мы отправились на любимую базу КСС праздновать окончание маршрута.

Вертолет Ми-8, Каневка, рейс Каневка-Ловозеро.

Маршрут окончен.

Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020Отчет о водном походе по реке Поной (Мурманская обл., Кольский полуостров) по маршруту оз. Чурозеро - село Каневка 17.07.2020-07.08.2020