Некто Юрий

Дата: июнь-июль 2009 г.

Автор: Некто Юрий, который не представился

Небольшой фотоотчет

Маршрут похода: ж/д Ковда - оз. Серяк - Княжегубское вдхр. - Нижние Кичаны - устье р. Вороньей - Нерпозеро - озеро Ларинова - пос. Северный - Зеленоборский - Дмитров

Данные о походе: 2 человека, байдарка "Салют-3", 12 ночевок, примерно 180 км по воде.

18.06.09-19.06.09

Около 1600 км

Взят отгул на 19, пятницу, что бы не попасть в поток машин дачников. По Ярославке направляемся на Вологду. Между Ростовом и Ярославлем ДэПСы с двух обгонов в непонятных местах отжирают 4000. На участке Вологда Вытегра шли ночью и встретили медведицу с двумя медвежатами, прямо перед носом переходивших дорогу. Перед Вытегрой километров 10 гравийки. После Пудожа километров 50 хороших ям на полколеса. Думали, подготовка к "Коле", оказалось, - Мурманская трасса вполне приемлема. Дыры, грозившие в 2007 оторвать колеса, сейчас уже залатаны.

20.07.09

По воде 8 км

Ж/д "Ковда". Машину ткнули в дачный двор (бывший жилой дом). Похоже, - весь поселок перешел в дачный вид. Хозяева сказали "можно было бы оставить на улице - не тронет никто". Стапель на насыпи возле мануфактурного склада. Погрузились, пошли на выступ полуострова, далее - искать проход в Ковду между высотами "Свинцовая" и "Романовская". С воды склон "Свинцовой" виделся со многими залысинами, надумали залезть - осмотреться. На маковке восточной вершины обнаружили триангуляционную вышку метров 30 ростом. С нее то и был усмотрен ручей, могущий вести в сторону Ковды. Когда подошли к нему, убедились - непроходим. Первая ночевка. Рыбы не видно и не ловится.

21.07.09

По воде 18 км. Волок 1 км

По поганеньким погоде-ветру прошли Серяк, высматривая протоку на Ковдинскую плотину. Не увидели, дошли до северо-западного конца Серяка. Далее серия ламб, болотин, есть красивая каменная речка. Слева по ходу (на запад от озера) - наезженная дорога, ведущая вверх - на Ковду. Волок метров 700-800. Ночевка на берегу заливчика Княжегубского водохранилища.

22.07.09

По воде 20 км

Прыжок через Ковдозеро с попыткой попасть в ветвистую, предположительно заросшую травой, губу. Точка отрыва от "материка" - напротив о. Филин, направление - левая подошва г. Рандовара. Отмахав пространство, приткнулись на маленьком островке. По высотам и окружающим островам привязались и поняли, что промахнулись на километр западнее. Возвращаться не стали, пошли через о. Беличье. Где то в районе "изба", ур. Перевалко - ночевка.

23.07.09

По воде 10 км

Через оз. Пажма в протоку Лопская, далее на водопад в Нижних Кичанах. Первая достойная рыбалка. С первых же забросов на легонький воблер берет форелька грамм на 400. Много окуня, плотвы. Есть язь, щука.. Первые потери в снастях - "форельный" воблер откусила щука, потому как ловил окуня без поводка. Понадеялся на плетенку, а зря. Попытки с помощью живца и удочки вернуть потерю бесполезны. Видимо, наелась… Разбиваем лагерь на вытоптанном под 5-6 палаток месте. Не выспавшись в прошлую ночь, ложусь пораньше в надежде на утреннюю рыбалку. Товарищ остается рыбачить в вечер. Гораздо успешнее чем утром, как оказалось.

24.07.09

По воде 20 км

Вышли в оз. Лопское, держа курс на левую подошву Иван-горы, пошли в протоку Тюле. Посреди озера - маленький островочек с символом захоронения. Слабочитаемые имена-фамилии двух человек, видимо - евреев. По правому берегу в протоку Тюле впадает три ручья. В устье среднего солнышко красиво просвечивает неглубокую прибрежность - видно, как кормится язь. Лопает желтую пыльцу с поверхности. Окуньки мелькают стайками. На "крутяшку" реагируют сразу. Язя на нее же зацепить не удалось - догнал, посмотрел, пошел по своим делам. Пыль жрать. Видно день у него вегетарианский. Из протоки по Нотозеру шлепаем к устью реки Вороньей. Ошибка в чтении острова Коровий заводит нас в заливчик - километром раньше левого поворота. Ошибиться помогла пристань солидного возраста, организованная в этом заливчике. Пройдя в глубь залива, убедились в паре лишних километров для весел, но и полюбовались на "спрятанное". Создалось впечатление, что вечером здесь все должно кипеть рыбою. Окунь бьет в каждый заброс, вокруг летают утки, куропатки… Выходим из губы, находим нужный поворот, далее пару километров по Нотозеру - благо переменная облачность и солнышко из-за спины дали "картинку входа" в устье. На полпути углядели слева солидный утес, охраняющий протоку. Как будто сторожит "затерянный мир". Решили обратно идти через нее в Нерпозеро. Устье Вороньей изрядно порезано островами, сходу попасть не удалось. Поблуждав в поисках приемлемого для стоянки, приткнулись на одном из внешних на ночевку. Травка, коряжки давали надежду на хорошую рыбалку. Не вышло. Зато "вычислили" фарватер Вороньей.

25.07.09

По воде 3 км

По утру по обнаруженному фарватеру дошлепали до первого переката в устье Вороньей. Ниже - замечательный омуток с продолжением русла изгибом. Берега - заросшие травой, кувшинками. Первые же забросы - щучка. На удивление мало окуня. Подумалось - выбила щука. Оказалось, что рыба здесь вообще клюет по ей одному ведомому расписанию. На блесну, червя, живца… . И мы этого расписания явно не знаем. Очень похоже на обычные водоемы в обитаемых местах. Привередлива. Из 4-х самоловок за ночь только с одной сбили живца. Ночевка. С утра та же картина - "вздорная" рыба на "жеванного" червя клевать отказывается. Может, ее здесь просто мало из-за качества сбрасываемой Вороньей воды? Удивил один момент: слегка поправляя заякоренную байдарку веслом, на ровной глади получил два водоворотика, которые, не уменьшаясь в размерах, плавно "пошли" по еле заметному течению вдаль - на сколько хватило глаз - метров 30-40. Только слегка разошлись друг от друга. Было выдвинуто предположение: в верховьях реки законспирирован институт свойств воды, попутно дрессирующий рыб. Его то работники и протоптали "звериные тропки" к омутку и избаловали местную рыбу.

Точка возврата.

26.07.09

По воде 14 км

Отчаливаем с надеждой на "затерянный мир". Вход действительно красив - по правую руку почти отвесная стенка высотой метров 25 и длиною около 80 с парой террасок. По ним и вскарабкались для обозрения Нотозера с Иван- и Ирин-горами на заднем плане. Впечатляет. Зашли в "затерянный мир". Оказалось, - далеко не первыми. Удивило обилие оборудованных стоянок. Похоже, отсутствие сильных ветров, гуляющих на больших просторах, привлекает туристов. Позже выяснили, что и рыбу тоже. Сразу прошли пространство насквозь в поиске выхода в губу Варака, и, далее, в Нерпозеро. Нашли через проводку метров в 50. Вернулись на оборудованную баней и троном с "камином", стоянку.

То тут, то там мелькала моторка с двумя рыбаками на борту. До этого людей видели только на горизонте, по шуму мотора. Ну и в Лопской Запани, конечно.

Рыба, засоленная по спецрецепту (с уксусом), начала "доходить" до вяленого состояния - вывесили на просушку. На удивление, мухи не решились оставлять на ней потомство. Плотва, видно, от уксуса совсем сварилась или по своей, местной, природе, такая жирная да нежная, что цеплять не за что - все отрывается.

Моторка с рыбаками наконец то приблизилась с удивленным вопросом "люди ходют, а лодки - нет?" (байдарка сохла в закутке для ремонта). Оказались ребята - из Зеленоборского - за рыбою. Для себя сделали вывод, что рыбалка здесь может быть увлекательной и не ошиблись. Пока болтали - остыла уха, блин.

В этот же вечер, отойдя от стоянки на километр и найдя уютную заводь (пытались найти "зеркальную копию" той, в которую "заблудились" в поисках поворота на Воронью). В закоряженой заводи глубиной метр-полтора активно брала плотва и средне-крупный окунь грамм до 400. И на червя, и на блесну, но часов до 9-10 вечера, потом резко затихнув. Возвращаясь после блеснения с лодки к оставленному на берегу товарищу (собирались сворачиваться) был остановлен уведомлением, что в ближайших кувшинках живет крокодил, который, не задумываясь, только "показав здоровую морду", откусил живца вместе с сорокасантиметровым поводком. Начал "полосовать" кувшинки, меняя большие малозаглубляемые блесны-воблеры. На один последовала разведывательная атака - вокруг воблера появились буруны и все… Оказалось, блеснами была показана дорога к лодке, за бортом которой болтался садок со свежепойманными окунями. В него то "крокодил" и вцепился как собака в авоську с колбасой. Вокруг байдарки заходили буруны, по дну и бортам шуршал перетряхиваемый садок. Поняв, что с борта "крокодила" взять проблемно, причалил к берегу. Садок также перевязал на берег. Продолжили вдвоем осаду "крокодила", окружив живцами и закидав блеснами … безрезультатно. Только зацепы, обрывы и сходы. В продолжение разочарования две щучки по паре кило подошли к садку, потрясли его и безнаказанно удалились. Часам к двум ночи мы поняли, что нам сегодня было показано кино о бестолковых рыбаках и, решив "поумнеть" к следующему вечеру, отправились спать.

27.07.09

По воде 2 км

День прошел в отсыпании, переподготовке снастей, а вечером - заплыв в ту же бухточку, обнаружили, что ветер сменился и гонит в нее волну. Видно, для мелочи это было несущественно, а вот крокодилы… не пришли поужинать. Часа в два ночи и мы отправились на стоянку спать.

28.07.09

По воде 20 км

Мимо губы Варака в сторону деревни Пажма. Хотели по северному берегу Нерпозера найти протоку, соединящую его с озером Лопское. Попутно зайдя в озеро Лариново. Дойдя до д. Пажма, обнаружили, что проход по северному берегу нереален - сильно заболочено. Пришлось вернуться и идти по открытой воде с южной стороны островов направлением на правую подошву Ванновары. Попали довольно точно. Нашли и протоку, и довольно древнее сооружение (то ли плотина, то ли мост), и озеро Лариново. Оно оказалось в двух местах подпертым старенькими плотинами с небольшими стоками. Выше восточной довольно удобный камешек с хорошей глубиной возле него. Был изловлен солидный язь кило на 1,5-2. Как и форель, и щуки до того был запечен в фольге и с аппетитом уничтожен (еле справились) на следующий ужин. В этот вечер кроме язя запекали щуку и, подаренного теми же местными рыбаками, сига. Они опять подошли в минувший вечер метров на 5-7 на веслах и, после короткого разговора о местной рыбе и вопросе - каков он, сиг? - метнули в нас экземпляром килограмма на полтора. Забавно, но поймать удалось.

29.07.09

По воде 25 км

С утра на выходе из озера Лариново углядели на берегу притаившегося лося - видно, пить пришел. Фотографироваться отказался, слившись с кустами. Через озеро Лопское и протоку пошли на поселок Северный. Хотели остановиться двумя километрами северо-восточнее его у устья речушки, вытекающей из озера Чанко. Но так и не смогли его отыскать - берег сильно изрезан "шхерами", идущими с запада. Долго бились с "мордвиндом", потому на стоянку пришли утомленными и не сильно разборчивыми в удобстве места. Даже думали не рыбачить. Но! "Пошла масть" и в результате сна как не бывало. Видимо, Ковда решила скомпенсировать неудачки двух прошлых вечеров. Дошло до того, что самого достойного экземпляра - щуку около 4 килограммов пришлось, изрезав лесой руки, зафутболивать ногами на берег. Причем, уже на земле, она умудрилась-таки откусить блесну с поводком. Совершенно довольными завалились спать.

30.07.09

По воде 15 км

Выдвинулись имея в виду стартующий западнее Зеленоборского грозовой фронт. Небольшая тучка концентрировалась и у нас за спиной - где то над Ирковарой. Оба потихоньку двигались на восток, гоня перед собой неплохой ветер. Частично он был для нас попутным, потому поставили парус. И, совершенно роскошно, подтормаживая веслом, отмахали на северо-восток километров десять, уйдя от фронта, который все-таки созрел за спиной. Оказались на маленьком островке где то между островами Великий и Филин. Устроились на теплых камнях для просмотра "кино про грозу". Высотки, штампующие фронты на Зеленоборский, никак не уставали, потому картинка была впечатляющей: у нас солнышко и теплые камушки, хоть и немного ветрено, а впереди - сплошной мрак и сверканье-громыханье на всю ширь горизонта. А нам туда и надо. Через пару-тройку часов "зеленоборские" притомились, сделав окно. Зато активизировался фронт за спиной, причем со сменой ветра. Поняли, что пора сваливать с камушков. Прыгнули в лодку и залопатили что было сил. Практически успели, - первые капли брызнули на подходе к какому то из северных Частых островов. Но пока нашли нормальное место для палатки - промокли насквозь. Ливень все-таки включился и барабанил полночи.

01.08.09

По воде 12 км

Следующей точкой намечено устье в восточной подошве высоты 198 на широте Лесобиржи либо Травяная губа. Пока идем на остров Бол. Петик. На подходе к острову начинают дуть ветры, вчера гнавшие грозы на Зеленоборский. Еле доходим до острова, прячемся от ветра. Понимаем, что с запада его обходить - положить море сил. Идем в Травяную губу, обойдя Петик с востока и дождавшись короткого затишья. В Травяной движение моторок непривычно частое. Да и рыбаки, видно, своими сетями не обходят вниманием. По западному берегу находим вроде бы уютный заливчик (похож на старую каменоломню), но - ни с глубины, ни на отмели - ничего не ловится. Спим.

02.07.09

По воде 9 км. Навстречу людям - 1600 км на колесах

Последний прыжок до Зеленоборского. Сначала заглянули к дачным домикам, территории лесозавода. Все под замком. Пришлось идти под хорошим ветром "в скулу" до Лесобиржи, где и расстапелились. На такси (дешевле вызвать по телефону в местном о/с, чем брать от борта), добрался до Ковды, взял машину, пригнал в Зеленоборский, погрузили шмотки и байдарку - в путь. По дороге обратно встреч с медведями и ДэПСами не было.

Проскочили Вытегру на 15 километров не заправившись. Опомнились. Ночевка короткая на каком то озерке у Беломорканала.

03.07.09

Дальше шли "урывками", останавливаясь для сна по необходимости, благо универсал со снятыми задними сиденьями позволяет. Часам к 19 были в Дмитрове.

Итого по воде около 180 км.

А впечатлений!!! Вывод: неча торопиться. Хотел выписать по парусу девиз "Не спеши - жизнь коротка". К следующему походу постараюсь дописать.