15 января 2013
Галедин В.П. (Москва)
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Руководитель: Галедин В.П. (Москва)

Нитка маршрута: Ст.Лоухи – п.Пяозерский – д.Кушеванда – р.Писта – озеро Кимасьярви (7 км выше деревни), сплав до озера Верхнее Куйто – озера Верхнее и Среднее Куйто (паруса) – п.КАЛЕВАЛА – г.КЕМЬ.
Протяженность: 140 км, в том числе по реке 87 км (из них 33 км по озерам), по озеру Верхнее Куйто 36 км, по озеру Алаярви 5 км, по озеру Среднее Куйто (12 км).
Продолжительность: 16 дней, в том числе заброска + выброска 4 дня, дневки 3 дня, сплав 9 дней (по озерам Верхнее и Среднее Куйто 3 дня).
Средства сплава: 2 двухместных и 3 четырехместных катамарана.

Техническое описание маршрута

Заброска на заказанном из Москвы автобусе (автобаза в Лоухах (81-439) т.21340,21143), в п.Софпорог пост пограничников (мы получили разрешение по предварительному письму и звонку из Москвы), время в пути 5 часов. Рыбакам необходимо взять лицензии в рыбинспекции в ЛОУХИ (на маршруте особенно в выходные дни были проверки).

Выброска из п.Калевала на заказанном автобусе, время в пути 6 часов.

Начало маршрута – озеро Кимасьярви в районе разрушенного моста в 1,5 км от основной автодороги. Через 500 м от моста на правом повороте в сужении реки первое препятствие

Порог"Трек". Основная струя слева, далее поток несильно наваливает на правый берег и успокаиваясь идет к левому. Просмотр удобнее с правого берега. Прошли с детьми по валам.

Через 500 м плеса - средней мощности шивера между островов длиной 500 метров.

1,5 км плеса, далее сужение с порожком-сливом. Красивое место для стоянки или перекуса.

Через 500 м плеса слабая шивера, а еще через 500 м аналогичная шивера. Прошли с ходу.

Далее через 100 метров плеса на правом повороте порог "Островной". В обоих протоках сливы до 1 м (особенно интересно в левой протоке). Через 100 м протоки сливаются. Прошли левой протокой с детьми. Места для стоянки нет.

Далее идут 3 переката и плес с заболоченными берегами (2,5 км) до автодороги. Суда провели у правого берега под старым мостом. Через 200 м начинается озеро Шуванда (2 км), на левом берегу видна деревня Кушеванда (начало маршрута группы Марчука Д.Л.). Хорошее место для ночевки на левом берегу озера во второй его половине.

В протоке между озером Шуванда и следующим узким безымянным озером 3 переката. На выходе из безымянного озера мелкий перекат и шивера. 100 м быстротока. S-образная шивера, еще через 100 м мост, под мостом перекат.

Через 500 м каскад из трех шивер. После третьей шиверы, расположенной на крутом правом а затем левом поворотах начинается озеро Мандуярви (3 км). Из него в озеро Хирвасьярви (3 км) две протоки, в которых расположен порог "Озерный". Перед заходом в левую протоку хорошее место для стоянки.

Порог "Озерный". Правая протока короче и полноводнее левой: через гряду камней слив до 1 м, далее сильная щивера. В левой протоке через 50 м начинается сильная шивера, которая после крутого правого поворота переходит в узкий порожек с большим количеством полуобливных камней. Катамараны шли обоими протоками. Нам показалось, что в нашу среднюю воду левая протока веселее.

На выходе из озера Хирвасьярви 2 слабые шиверы подряд. 300 м плеса, перекат. За ним небольшой порожек на крутом правом а затем левом поворотах.

300 м плеса, шивера, за шиверой мост. Под мостом шивера. После моста 1 км по правому берегу реки за лесом идет дорога.

600 м плеса. Каскад следующих друг за другом через 60-70 м шивер средней мощности. Последняя шивера наиболее мощная и с валами. 1 км плеса до озера Вихельтьярви (1 км). По берегам есть хорошие места для стоянок.

2 км плеса. Простые шиверы и перекат. 1,5 км плеса. Мощная шивера. В русле остатки моста. После шиверы – съезд дороги справа.

1 км плеса до озера Пистаярви. (10 км). В 1 км от начала озера слева хорошее место для стоянки и бани (песчаный пляж, пологая каменистая продуваемая терраса). В середине озера на мысу справа жилая деревня Тихтозеро. Можно здесь купить молока. В середине озера есть ряд островов с прекрасными местами для стоянок. Выход реки из озера надежнее искать по азимуту.

За озером полноводность реки возрастает. Сразу за озером на прямом участке порог "Родео" – валы до 1 м и ряд "боченков". Прошли сходу без разведки.

Небольшое безымянное озерцо, за которым следует Тихтозерский каскад, состоящий из 400-метровой шиверы и сложного порога "Семиповоротный" через 50 м плеса на крутом левом повороте. По левому берегу начинается горелый лес. Места для стоянки нет. Разведку удобнее провести с левого берега.

Порог "Семиповоротный". Длина около 1,5 км. Ширина русла – 25…35 м. На всем протяжении порога валы, бочки, полуобливные камни. После плавного правого поворота прямой 300 метровый участок, в конце участка остров (основная протока левая). За ним река делает крутой на 90 градусов поворот вправо и образует у левого берега мощный улов, удобный для промежуточной чалки для отдыха или страховки. После поворота прямой 100 метровый участок, за ним еще один правый поворот и река впадает в безымянное V -образное озеро.

На выходе из озера красивый короткий порожек "Одинокая сосна" длиной 20 м: по всей ширине реки слив через плиту, проход лучше у правого берега.

50 м плеса. После левого поворота на прямом участке – шивера длиной 100 м, в конце ее остатки моста. Правый берег высокий. Начинается озеро Муасьярви (3 км).

На выходе из озера красивый 2-х ступенчатый порог "Курки". Длина 250 м. Начинается порог перекатом, на левом повороте плита через всю реку. Основная струя идет слева. Далее следует шивера. Разведка по левому берегу. Порог прошли штатными экипажами с детьми без разведки.

300 м плеса, перекат, 200 м плеса.

Порог "Петух". Длина 30 м В сужении реки узкий слив с большим валом. Разведка удобнее с левого берега. Прошли без просмотра. За порогом на высоком левом берегу отличная большая стоянка.

300 м плеса. За правым поворотом шивера "Одинокий Ух". Длина 150 м. 100 м плеса. Хорошие стоянки на участке от порога "Курки до порога "Архипелаг"

Порог "Архипелаг". Длина 250 м. На крутом левом повороте река делится островами на несколько проток. Правая протока очень мелкая. Наиболее полноводная левая протока. В ней сильная шивера (валы). После того, как река собирается в одно русло, ее перегораживает плита (водопадный слив 1 м по всей ширине реки). Справа – слив положе. Далее еще один небольшой слив через плиту у правого берега. Разведка возможна с обоих берегов, но с левого берега меньше ходьбы и видна левая протока.

Приток справа. 1,5 км плеса.

Озеро "Вайкульское" (5 км). Хорошая стоянка в конце озера в заливе левого берега рядом с дачей рыбака из Калевалы (Павел, налоговый инспектор, помог нам с заказом обратного автобуса). В начале озера слева брошенная деревня Хяме.

500 м плес. Мост, под ним перекат. 300 м плес.

"Вайкульский каскад". Длина около 2-х км. Препятствия следуют один за другим. Можно идти без разведки тандемом:

1-2. Простые шиверы.

3. Шивера среди островов. Основной поток у левого берега.

4. Сразу за шиверой остров, делящий реку на две протоки: правая – мелкая, в левой валы. Слева огромный улов. Вокруг появляются скалы.

5. Горка с валами. Прижим к скале левого берега. Слева – огромный улов.

6. Слева – косой слив с полуобливной плиты. Справа идет основная струя с валами и бочками. В конце справа улов.

7. За левым поворотом – горка с большими валами.

Весь участок очень красивый. Наиболее сложные 5 и 6 ступени. Их разведка с левого берега.

3 км плеса. Справа остается оз.Имисьярви. 1 км плеса. Берега болотистые, стоянки плохие.

Порог "Имисев". Длина 500 м. Ориентир - камни в русле на плавном правом повороте, слышен шум воды. Разведка с правого берега. Состоит из двух похожих ступеней: первая –горка с валами до 1,5 м. После правого поворота река немного успокаивается (возможна промежуточная чалка справа). Далее на левом повороте вторая горка с валами. Прошли с разведкой полными экипажами (с детьми).

400 м плеса. Каскад из 4-х шивер. 800 м плеса.

Порог "Талии". Река делится на две протоки: левая совсем мелкая, а в правой длинный слив в сужении. В конце большой вал. Просмотр с левого берега.

200 м плеса. Шивера. Небольшой плес.

После крутого левого поворота на крутом правом повороте порог "Хирви" : обливные камни и бочки в шахматном порядке. Разведка с левого берега. 2 км плеса.

Озеро "Корпиярви" (6 км). В 2-х км от начала озера на левом берегу проглядывается съезд дороги. Большая травяная поляна – возможна ночевка или сход с маршрута в случае необходимости. Выход реки из озера справа от поляны в его дальнем конце. Два островка на выходе – проходимы средняя и правая протоки: в русле камни, плита со сливом у левого берега. Прошли с ходу. 2 км плеса.

Порог "Поалла". Длина 300 м. Расположен на крутом левом повороте. Две выраженные ступени. 1-я – чистый слив от правого берега к левому. 2-я слив с "бочками" через каменную гряду по всей ширине реки. Проходы есть как у левого, так и у правого берегов. Просмотр порога удобен с левого берега. Есть места для стоянки.

Oз.Торансъярви (1 км), на входе шивера. 5 км плеса. Oз.Алайярви (1 км), шивера на выходе. Справа на поляне последнее на реке хорошее место для стоянки. 3 км плеса. Берега неудобны для стоянки: камни, заросли.

Оз.Верхнее Куйто (36 км). Хорошие места для стоянок можно найти на мелких островах в начале озера у левого (по ходу) берега озера. Мы ночевали на неудобном левом каменистом берегу сразу после впадения реки. Далее отличные стоянки: Айгуба, мыс правого берега (отметка высоты 127 по карте) залива пос.Вокнаволок, мыс левого берега не доходя залива Виксилакша, губа Кодилакша (в районе пос.Юволакша).

Протока из озера Верхнее Куйто в озеро Среднее Куйтоимеет протяженность около 8 км (2 часа хода). Мест для стоянок практически нет (берега в топляке из-за подпора водохранилища) за исключением поляны на левом берегу протоки (за 1 км до оз. Среднее Куйто).

Озеро Среднее Куйто (15 км до пос. Калевала). Характер берегов тот же – топляк. Ночевали на острове Урнашари в 6 км от поселка. Дневка, баня и ягоды завершили наше путешествие.

На озерах целесообразно иметь паруса т.к. попутные ветра (как в нашем случае) приятно разнообразят путешествие и значительно сокращают время переходов по озерам.

По всему маршруту необходимо строго соблюдать меры пожарной безопасности!!!