Виды туризма

12 января 2013
Полина Волкова
( г. Москва )
Тип материала: Описание Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 432 0
Автор: Полина Волкова (Москва)

Содержание
  1. Преамбула;
  2. Снаряжение;
  3. Раскладка;
  4. Маршрутная нитка;
  5. Путевой дневник

"Жили-были братья Винга и Пулос, и была у них сестра Винча." 
Сборник сказок "Иришкин гвоздь". Северный фольклор.

Преамбула

Нам, студенткам биологического факультета МГУ, Волковой Полине (на обоих фото слева) и Абрамовой Людмиле (на обоих фото справа), понадобилось провести некоторые ботанические исследования в акватории Иовского и Княжегубского водохранилища. К тому моменту мы располагали лишь минимальным опытом зимних туристических походов первой категории сложности и большим опытом участия в различных биологических экспедициях. О водных походах ни одна из нас не имела ни малейшего представления. Все это не помешало Полине быстренько найти в Интернете генштабовские топографические карты масштаба 1:50 000 (далее пятьсотметровки), и описания двух маршрутов: "Дневник: Ковдозеро - 3" Сибирцева В.С. и "Отчет об экспедиции по Северной Карелии – Мурманской обл. (Кумское – Княжегубское вдхр.) на парусных катамаранах типа «Альбатрос» в июле-августе 2002г.". Из первого описания Полина почерпнула сведения о заброске в Зареченск и о выходе от лесопункта Нольозеро к станции Полярный Круг и тут же решила, что это готовые начало и конец маршрута. Во втором отчете Полину привлекло описание путешествия по оз. Кукас через Челозеро в Нотозеро. Немного фантазии потребовалось для того, чтобы придумать, как попасть от Зареченска к оз. Кукас, после этого путь из Челозера в Нольозеро казался просто очевидным. И вот, наш сумасбродный маршрут был готов.

Рассказ о путешествии наобум

Рассказ о путешествии наобум

Таким образом, все нижеизложенное можно считать описанием своеобразного эксперимента по автономному и довольно успешному прохождению некоего маршрута без соответствующей туристической подготовки и с нарушением всех немногих известных нам правил туристического похода. По нашему мнению, это прохождение было успешным, потому что мы прошли намеченный маршрут с небольшим запасом времени, сделали всю запланированную ботаническую работу, остались живы и здоровы сами и не повредили выданную нам лодку. Мы даже нисколечко не волновались, потому что твердо знали, что дуракам везет.

Снаряжение

Кроме личных вещей, к которым мы относим в частности спальники, пенки, болотники, плащи и КЛМН, у нас был двускатный тент от четырехместной палатки, туристический самодельный топорик, два канчика: армейка и модифицированная банка из-под персикового компота и несколько костровых крючьев. Надо сказать, что из-за сухой погоды и обилия сухих сучьев топорик был практически не востребован, но вселял дополнительную уверенность в собственных силах. Место и время для нашего похода мы выбрали достаточно комариное, так что палатка или хотя бы полог сильно увеличили бы комфортность ночлега. Таково, по крайней мере, мнение Полины, для которой залезание в спальник с головой было осложнено жарой и пуховостью спальника. Канчики мы вешали при помощи крючьев на закрепленную с одного конца палку, так что необходимости в костровом тросике не чувствовалось. Еще было научное оборудование, состоящее из увесистого фотоаппарата и громоздкой гербарной сетки, но тут уж, как говорится, ничего не поделаешь.

Рассказ о путешествии наобум

Наша лодка представляла собой шкуру из некоего плотного черного материала, натянутую на сборный каркас из алюминиевых трубок. Шкура закрепляется на каркасе путем натяжения железного троса, продетого в ее верхней кромке. В нижней части бортов между шкурой и каркасом размещается по надувному баллону, которые все время сдувались и сбивались с положенного места. Вообще-то на баллонах есть веревочки и петельки для веревочек, и, наверное, это все надо было привязывать к каркасу, но нам было лень. Люда была твердо уверена, что баллоны необходимы для придания лодке формы, плавучести и прочих замечательных качеств, Полина баллоны игнорировала. Есть две банки, укрепляемые последовательно, то есть в собранном виде соединяющиеся в одну, которая идет вдоль лодки. Еще есть пластиковые дырки для уключин, не очень прочные на вид. Вес лодки составляет 20 кг, а по форме она больше всего напоминает лапоть. Собирается и разбирается лодка при минимальном навыке без проблем минут за 20, занимает в рюкзаке около 60 литров. Будем благодарны тому, кто скажет, как эта лодка называется и для чего используется (нам сказали, что для сплава по горным рекам, но поверить в это трудно). В носу и корме достаточно места для вещей, если они будут малогабаритными. Нам было лень расформировывать рюкзаки, поэтому они занимали место передней банки. Полина сидела на рюкзаках спиной вперед и гребла одним веслом в уключине, изготовленной тут же из железного штыря, пластыря и веревочки. Люда сидела на задней банке лицом вперед и гребла по-индейски, выполняя в то же время роль рулевого и впередсмотрящего. Двигалось все это с крейсерской скоростью 3 км в час и плохо переносило волну.

Рассказ о путешествии наобум


Раскладка

Тут мы пошли по пути тотальной минимизации: затрат, веса, времени на обдумывание раскладки, времени на приготовление пищи и на ее поедание. Поэтому общий перечень еды был таков:

сухари (две пачки белых и черные из 1,5 буханок) 
гречка (1.6 кг) 
тушенка (4 небольших банки) 
суджук (немного) 
геркулес (1 кг) 
"сухое молоко", оно же сухие растительные сливки (600 г) 
сахар (1 кг) 
соль, приправы

Общий вес всего этого составил около 6,5 кг. Таким образом, вес раскладки составил около 400 г на человека в день, что, кажется, по туристическим нормам соответствует легкой раскладке. Употребляли мы еду три раза в день. Каждый раз в этом участвовали чай, сахар и сухари. Утром их дополнял геркулес с молоком, днем - молоко и/или геркулес, вечером - гречка с тушенкой или суджуком поочередно. Отдавая дань уважения туристическим традициям, мы положили сухари в пакеты из-под сока, заклеив их скотчем, и поместили все сыпучие продукты в пластиковые бутылки, которые вытащили из помойки поезда Москва - Мурманск.

Маршрутная нитка

06 июля: Зареченск - "Экспедиция 12-я" (Иовское водохр.) [5км по суше] 
07 июля: центральные острова - остров у горы "85,5" на юго-западной оконечности Сушозера - берег напротив западной оконечности острова "89,3" (Иовское водохр.) [18 км по воде] 
08 июля: устье р. Синяя (Иовское водохр.) - р. Синяя - оз. Сюняярви - оз. Малый Яурлан - мост на дороге на Зашеек [11 км по воде] - высота "40.0" - северный берег оз. Кужъярви [8 км по суше] 
09 июля: юго-восточный залив оз. Кужъярви [3 км по воде] - траверс вершины "225,5" - берег оз. Кукас у просеки [2 км по суше] - тростниковый мыс на берегу оз. Кукас [8 км по воде] 
10 июля: исток протоки в Челозеро [11 км по воде] - волок на Челозеро [2 км по суше] - центральная часть южного берега оз. Челозеро [3 км по воде] 
11 июля: р. Винча - островки напротив лесоучастка Моша - губа Пудос - южный берег островов Частых - остров "40,3" (Княжегубское водохр.) [18 км по воде] 
12 июля: остров "изба Нольгуба" (Княжегубское водохр.) - оз. Верхняя Пажма - устье р. Нольозерская [13 км по воде] 
13 июля: исток р. Нольозерская [6 км по воде] 
14 июля: лесопункт Нольозеро - станция Полярный Круг [15 км по суше]

Приведенные расстояния вычислены по пятьсотметровке и поэтому, вероятно, процентов на 10 занижены. Всего за 7 ходовых дней мы прошли по воде (включая обносы и проводки) около 91 км и по суше (включая волоки) около 26 км, проводя попутно ботанические исследования. Надо сказать, что погода нам крайне благоприятствовала. За исключением дождя с ветром во второй половине дня 11 и 13 июля все время было жарко, сухо, безветренно и светило солнце.

Путевой дневник

04 июля - выезд из Москвы

Мы знали, что автобус из Зареченска в Кандалакшу уходит в 9 утра, и подумали, что из Кандалакши в Зареченск он может уезжать и очень ранним утром. По этой причине мы решили выбрать поезд, который приходит в Кандалакшу пораньше.

06 июля - "Хорошее начало хорошей беседы"

Прибыв в Кандалакшу очень ранним утром, мы сначала немного огорчились, узнав, что автобус до Зареченска идет в 17:00, а потом сильно обрадовались, обнаружив, что ходит он всего три раза в неделю и сегодня как раз "его день". Мы поспали пару часов на мягких диванах автовокзала и отправились в контору заповедника Кандалакшского заповедника, где нам было необходимо согласовать последующие экспедиционные планы. Погода была прекрасная. Забегая вперед, скажем, что она останется таковой следующие пять дней. К 17:00 мы вернулись на автостанцию и узнали, что автобус повез туристов, по дороге сломался и будет в Кандалакше только в 19:00. Автобус пришел только в 23:00, и водитель сказал, что "прямо сейчас" он точно никуда не поедет. А поедет, может, вечером следующего дня, а может, что всего вероятнее, и через день. Дело запахло керосином, и мы тут же влезли в багажный отсек "буханки", которая нанялась везти в Зареченск прочих обманутых пассажиров.

07 июля - "Бешеной собаке семь верст не крюк"

Мы приехали в Зареченск около часа ночи. Дорога на Новый Зашеек хорошо накатана, поэтому мы предположили, что он обитаем, в противоположность указанному на карте. Мы прошли по дороге вдоль Иовского водохранилища около 5 км. На пути нам повстречались свежевыстроенная турбаза "Иова" и табличка, обозначающая границу между республикой Карелия и Мурманской областью. Встали где-то в районе надписи на карте "Экспедиция 12-я (нежил.)". В этом месте от основной дороги отходит боковая, которая довольно быстро приводит к каким-то нежилым сараям. Оттуда по тропинке можно быстро дойти к очень удачному для стоянки вообще и для стапеля в частности места на противопожном берегу залива. Улеглись около трех часов ночи, отпраздновав день рождения Полины. Встали в 9:30. Сообразили, как собирать лодку, собрали, отплыли в 12:00. В 15:30 встали на обед на восточном острове центральной группы, имея лишь очень предварительное представление о своем местонахождении. Дело было в том, что мы совершенно не представляли, с какой скоростью мы плывем и из осторожности, как потом выяснили, эту скорость недооценивали. К 18:00 мы доплыли до острова у горы "85,5" на юго-западной оконечности Сушозера. Там-то нам и встретился мужик, открывший нам тайну нашего местораположения и выразивший сомнения в плавучести нашего "Лаптя". Мы ужаснулись, но вида не подали, развернулись и поплыли вдоль берега на восток. Встали напротив западной оконечности острова "89,3" в 21:00.

Рассказ о путешествии наобум

08 июля - "Лавировали, лавировали и вылавировали"

На этот раз мы двигались строго вдоль берега, предусмотрительно обходя с юга все острова, несмотря на обилие топляка и коварные атаки крачек. Дошли до устья р. Синяя (Сюняйоки). До моста больше половины пути пришлось обносить рюкзаки по берегу, а лодку протаскивать, проводить и обносить, как придется, порожней. Мост тоже пришлось обнести. Дорога, для которой этот мост построен, подозрительно хорошо наезжена. Интересно, куда она ведет? Очень мелкую и местами очень узкую систему заводей и оз. Сюняярви с очень топким дном удалось проплыть с грузом, а каменистую почти высохшую, хотя и короткую протоку из оз. Малый Яурлан в оз. Сюняярви пришлось обносить полностью (сначала рюкзаки, потом лодку, потом забытое весло), одновременно отражая яростную атаку комаров. К счастью, по восточному берегу протоки идет довольно хорошая тропинка, хотя из-за деревьев пронос лодки затруднителен. Дорога Зареченск - Новый Зашеек подходит к восточному берегу оз. М. Яурлан почти вплотную. На ней было удобно собирать лодку. Прошли около 4 км в сторону Нового Зашейка. Груз переносили по уже отработанной методике - в одном рюкзаке лодка и немного вещей, в другом трубки лодочного каркаса и остальные вещи. У высоты "40,0" от основной дороги на юг отходит боковая дорога, которая обозначена на карте пунктиром. После ручейка дорога сильно заросла, местами переходит в тропинку, заявленной на карте развилки нет, имеющаяся на местности тропинка соответствует восточному ответвлению тропы на карте. От тропинки отходит хорошая дорога на оз. Роговая Ламбина (в месте песчаного возвышения). Тропинка же, исчезая на болотах и пересекая ЛЭП, приводит к северной оконечности оз. Кужъярви. К 23:00 мы нашли довольно удачную стоянку с хорошим спуском к воде. В тот вечер на нашем тенте появилась первая прореха, которая была безуспешно зашита. Натягивать тент пришлось хитроумно - через весло.

09 июля - день сборки и разборки

Собрали лодку и в 10:00 вышли. Проплыли весь юго-восточный залив оз. Кужъярви, разобрали лодку и пошли к оз. Кукас. Мы долго траверсировали вершину 225,5, но спустились с нее, вероятно, несколько раньше, чем нужно, и последний участок пути проделали по верховому болоту. Стояла ужасная жара. Купаться в оз. Кукас очень приятно из-за прохладной и чистой воды и быстрого набора глубины от берега, только заход и выход осложнены из-за скользких камней. После восстановления водно-солевого и температурного режима организма собираем лодку и в 15:30 начинаем путь вдоль северного берега оз. Кукас. В 20:30 останавливаемся на ночевку у тростникового мыска, отмеченного на пятьсотметровке особо. Дно и берег каменистые, общая обстановка места стоянки явно позаимствована из рекламы экотуризма.

Рассказ о путешествии наобум

Рассказ о путешествии наобум

Рассказ о путешествии наобум

10 июля - выход на туристские тропы

Вышли в 9:20, в 13:30 пришли к истоку протоки в Челозеро. Протока очень мелкая, порожистая, завалена бревнами, по-видимому, не проходима. Наблюдается большое разнообразие стоянок и кострищ разной степени оборудованности. На берегу лежит несколько лодок. Западнее заливчиков отходит проезжая дорога на север, которая потом сворачивает на восток, пересекает большую и малую протоки, через которые наведены деревянные мосты. Через полчаса хода по ней можно дойти до пересечения с просекой север - юг, по которой на север идет волок на Челозеро (начало обозначено туром и надписью маркером на большом камне). От тура до берега Челозера около 15 минут хода. Волок очень удобный и нахоженый. На берегу Челозера наблюдаются многочисленные следы хозяйственной деятельности (заброшенный и заржавевший вагончик, ржавые железки, длинный полуразрушенный деревянный причал и т.п.), есть несколько кострищ. Купаться неудобно, потому что мелко и дно противное, но очень хотелось. Встали в 19:30 на хорошо оборудованной стоянке со столом из каменных плит на восточном берегу крупного залива в центральной части южного берега Челозера. До этого на южном берегу видели еще несколько оборудованных стоянок.

Рассказ о путешествии наобум

11 июля - штормовое предупреждение

Вышли в 8:30. На протоке из оз. Каменное есть хорошо оборудованная стоянка на очень красивом месте. В 10:30 дошли до р. Винча. пороги начинаются сразу у входа в нее. Для людей опытных они, наверное, не представляют никакой опасности, судя по рассказам, местные проходят эти пороги на моторе. Мы же успешно обнесли пороги по тропинке на левом берегу. С 12:30 два часа делали ботанические описания трех островков Нотозера у мыса напротив бывшего лесоучастка Моша (сейчас там дачи и турбаза). На последнем островке переждали ураганный ветер и ливень. Резко похолодало. От второго заряда укрылись под экстренно перевернутой лодкой на мысу в губе Пулос. Уровень воды в Княжегубском водохранилище в этом году поднялся на 50 см из-за ремонта ГЭС, поэтому наш мыс почти превратился в остров. В 18:00 мы продолжили свое плавание. Мы проплыли мимо обозначенных на пятьсотметровке южнее островов Частых плавучих кусков сфагнового верхового болота с очеретником и росянкой английской по берегам. На острове "40,3" мы не нашли даже следов обозначенной на карте избы, но все равно остановились на нем в 20:30 из-за сильной короткой волны с северо-востока.

Рассказ о путешествии наобум

12 июля - день кувшинки

Утром погода наладилась. Вышли в 9:40. Обозначенная на карте на острове "изба Нольгуба" изба сгорела. Неподалеку от пожарища есть хорошо оборудованная стоянка. Пролив, соединяющей оз. Нотозеро и оз. Верхняя Пажма, к востоку от острова перегорожен капитальной бревенчатой дамбой с каменной засыпкой. Неподалеку от острова - заросли кувшинки, с 13:30 до 16:00 стоим на острове, исследуем кувшинку. В большой губе на южном берегу оз. Верхняя Пажма на мысу в месте подхода к берегу лесной дороги идет активная стройка. Уже стоят две избы, голубой вагончик и еще что-то. Найти устье р. Нольозерская не так-то просто. Надежнее всего двигаться вдоль восточного берега залива. На высоком западном берегу залива в сосняке есть несколько хороших мест для стоянки. В устье р. Нольозерская есть легкопроходимый порог. Отмеченной на карте около устья избы нет, хотя есть система хороших тропинок в никуда. Встаем на очень красивом, хотя и комарином месте у порога в 20:30.

Рассказ о путешествии наобум

14 июля - антистапель

Встали в 7:30. Погода, к счастью, наладилась, и мы смогли спокойно просушить остатки тента, лодку, гербарий и собраться. Мы так увлеклись просушкой и перекладкой гербария, что полностью сожгли все дрова в округе. Вышли в 11:15 после второго завтрака. В 12:20 дошли до заброшенного лесопункта Нольозеро, который состоит из многих разрушенных домов и нескольких уцелевших, один-два из них полужилые. Сфотографировались на прощание, посидели минут пять. В 13:10 дошли до моста через оз. Шуориярви, отдохнули еще немного, место довольно красивое. Стало ясно, что мы не расчитали время, и до Полярного Круга к вечерней электричке дойти не успеем. Через полчаса хода встретили мужика из Чупы с женой и дочкой, который грузил в прицеп легковушки дрова. Машина была и так сильно перегружена, но после долгих переговоров мы чуть ли не против его воли влезли в машину вместе со своими тяжеленными рюкзаками.Решающую роль, видимо, сыграла агиткомпания разжалобившейся жены мужика, которую она провела, пока мы ходили пить к источнику с минеральной водой.

Рассказ о путешествии наобумРассказ о путешествии наобум

В 14:30 мужик высадил нас на трассе Санкт-Петербург - Мурманск, и мы пошли дальше к станции. Указатель гласил, что до станции 12 километров вместо расчетных пяти, поэтому мы прибавили шаг, тем более, что у нас появились шансы успеть на электричку. Через полчаса хода (или три километра) нас подобрал еще мужик из Нильмагубы на легковушке и довез до железнодорожного переезда. Сразу стало ясно, что указатель все-таки содержал заведомо ложную информацию. Через десять минут хода вдоль путей мы были на станции Полярный Круг, которую не так-то и просто заметить. На станции нет зала ожидания или даже просто навеса, а в поселке нет магазина, так что затянувшееся ожидание может приобрести тягостный характер. К счастью, погода была отличная, и уже через час Люда поехала на электричке в Кандалакшу, чтобы там сесть на поезд до Москвы, а Полина подождала еще пару часов и поехала на другой электричке до Чупы навстречу новым приключениям. Но это уже совсем другая история...

 

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст