18 января 2013
Елена Болотько (Москва)
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
Руководитель: Елена Болотько (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5838

Время проведения: 2000 год, конец июля - начало августа,
Километраж: 137 км (на байдарках);
Категория сложности: 2-ая (с элементами третьей);
По маршруту: оз. Топозеро: (Вахта) – оз. Левицкое – оз. Поньгома: (через урочище Трифон-Варака) – р. Поньгома: (оз. Номоозеро - оз. Кокорино - оз. Вокшозеро - дер. Вокшозеро (нежил.) - Мост Мурманского шоссе пор. Падун - пор. Стол - оз. Бол. и Мал. Рогозеро Роман-Порог - пор. Корней) – Мост Мурманской Ж. Д.

Список группы

1. Таймень-2 «Талды-байда»:
• Болотько Елена «Адмирал» - руководитель, но матрос.
• Котляров Илья Музыкант. Капитан «Талды-байда».
2. Таймень-2 «Жучка»:
• Якушкина Татьяна Завхоз - Матрос.
• Самохвалов Владимир Костровой. Капитан «Жучки».
3. Таймень-3 «Улюлюй»:
• Юткина Светлана Помощник завхоза. Матрос.
• Прошин Юрий Помощник руководителя. Матрос
• Баталии Андрей Музыкант. Капитан «Улюлюй».
4. Таймень-3 «St. Anatoly»:
• Сечкин Алексей Музыкант. Матрос
• Корнеенко Саша Метатель ножей. Матрос.
• Мохов Анатолий Топограф. Капитан «St. Anatoly».
5. Таймень-3 «Просто-байда»
• Герасимов Олег Музыкант. Матрос.
• Алиева Алена Матрос.
• Преображенский Андрей Музыкант. Капитан «Просто-байда».

Общее описание

Описываемый маршрут (110 км, около 2-х недель с дорогой и дневками) обладает целым рядом достоинств, которые делают его весьма подходящим для семейного сплава. Следует отметить простоту заброски, возможность аварийной эвакуации на полпути (по трассе Санкт-Петербург - Мурманск), относительную "незатоптанность" (народу на порядок меньше, чем на Воньге или Охте), практическое отсутствие местного населения (редкие рыбаки и охотники), отличные оборудованные места для дневок, надежную рыбалку и, наконец, грибы-ягоды.

Кроме того, существенным представляется и разнообразие маршрута: здесь и уютные живописные озера, и речные порожистые отрезки, и короткие удобные волоки. К недостаткам маршрута можно отнести отсутствие порогов IV - V категории сложности; в спортивном отношении этот маршрут - твердая "двойка", к сожалению, не более того. Прежде чем сделать свой выбор, необходимо постараться узнать уровень воды текущего сезона в Карелии (что несложно сделать при нынешнем развитии информационного обеспечения) и, в случае маловодного года, отложить путешествие до лучших времен.

Дорога (от Москвы)

Туда: Ленинградский вокзал, поезд Noll 2 ск. Москва - Мурманск, отправление 1.17 ежедневно. Ст. Кемь - прибытие 1.13, стоянка 18 мин (2000 г.). Автотранспорт: звонить заранее (автоматической связи нет, нужно заказывать разговор) в г. Кемь 2-18-07 (Сазонкин Евгений) или 2-09-36 (Воробьев Вячеслав).

Обратно: ст. Кузема: поезд No 343 пасс. Мурманск - Москва, приб. 23.55 ежедневно, стоянка 2 мин. Прибытие в Москву - 4.22 (2000 г.).

Пояснения

Приведено техническое ходовое время для группы из 13 человек (5 байдарок), состоявшей из участников с разным опытом. Техническое ходовое время включает в себя перекуры, ожидания, осмотр порогов, при общем неторопливом темпе сплава. Приведенное описание относится к уровню воды "ниже среднего" (по мнению участников, подтвержденному местными жителями).

Краткая лоция

Оз. Топозеро - оз. Понъгома

На данном участке порогов (кроме очень мелкого Хямеха нет). Протоки из оз. Топозеро в оз. Левицкое нет - 2 км обноса по преличной тропе, справа по ходу.

оз. Понъгома

Около 4.5 часов (17 км) до плотины Nol . Идти на ЮВ, затем повернуть на В вдоль левого по ходу берега. В районе поворота, на первом острове - хорошая стоянка. После островов придерживаться правого берега. Курс - ЮВ.

Плотина Nol — выход в оз. Вокшозеро (20 км, 8.5 х.ч.)

Плотина Nol . Простой невысокий слив. Сходу. Через 100 м после плотины —>

Порог Nol ( la , 50-70 м). Обход камня в середине. Сходу. Через 15 мин плеса —>

Порог No 2 ( la , 50 м). Мелкий. Сходу. Через 100 м —>

Порог No 3 ( la , 50 м). Слив между камней, мелкий заход. Сходу. Через порог перекинут авт. мост. Через 100 м —>

Порог No 4 (1б, 100—150 м). Небыстрый, неширокий. В середине —> ряж. Начало —> левее центра, перед поворотом реки влево уходить под правый берег, далее —> по основной струе. Можно осмотреть. Через 5 мин плеса —>

Порог No 5 (1б, 100 м). Шиверистого типа, мелковатый. Можно осмотреть. Через 10 мин плеса —>

Порог No 6 (16, 200 м). Мелководная, небыстрая шивера-змея. Сходу. Сразу —>

Порог No 7 (16, 100 м). Помощнее и поглубже предыдущих. Зигзаги из стороны в сторону. Струи чистые. Сходу. Через 10 мин —> оз. Номозеро. На всем описанном отрезке реки есть стоянки. По оз. Номозеро до плотины No 2 —> 50 мин (4.5 км) в ЮВВ направлении. В первой половине озера —> три мыса по правому берегу. На всех трех — > отличные оборудованные стоянки. Плотина No 2. Простой глубокий слив. Сходу. Через 50 м —>

Порог Nо8 ( la , 50 м). Мелкая шиверка с грядками. Идти лучше по одному. Сходу. Через 200 м->

Порог No 9 (16, 250 м). Шиверистого типа. Большую часть (прямую) идти вплотную к левому берегу (узкая струя), затем вираж вправо и выход влево. Можно осмотреть. Через 10 мин —> оз. Кокорино. По озеру 20 мин (2 км). Курс — > на стоянку (левый берег). Справа на мысу —> старообрядческое кладбище. Исток р. Поньгома —> сразу за стоянкой (поворот налево). В течение 15 мин (до 10-го порога): два переката, озеровидное расширение (на левом берегу стоянка), река уходит вправо.

Порог No 10 (16, 100 м). Мощнее предыдущих. Вход и средняя часть просты, выход —> вираж в струе с обходом трех камней (слева, справа и опять слева). Струя упирается в большой камень. Лучше осмотреть. Через 15 мин спокойной воды —>

Порог Nol1 (la, 50 м ). Ближе к перекату. Несложный, сходу. Через 15 мин (перекаты, острова) —>

р. Кадиречка (крупный правый приток). Через 15 мин —>

Порог Nol 2 ( la , 50 м). Несложный, небыстрый. Сходу. Через 10 мин (4 переката) —>

Порог No 13 (16, 70 м). Два поворота, камень на выходе. Лучше осмотреть. Через 5 мин (2 переката, шиверка) — >

Порог No 14 (16, 50 м). На выходе, поперек правой чистой струи - срубленное дерево. Уход влево, места для маневра достаточно. Лучше осмотреть. Через 5 мин —>

Порог Nol 5 (1б, 50 м). Заход слева, поворот вправо. Глубоко. Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 16 ( la , 70 м). Вдоль левого берега вплотную по дуге. Остров у порога. Через 5 мин сплава —> оз. Вокшозеро. На правом берегу у выхода в озеро хорошая стоянка.

По озеру —> 40 мин на СВВ до д. Вокшозеро (2 полуразрушенных дома), далее около 10 мин в том же направлении вдоль левого берега залива до протоки в оз. Волина Ламбина. По протоке —> 5 мин (широкий медленный мелкий перекат). По оз. Волина Ламбина —> 20 мин на СВ и В до порога Nol 7 (на озере есть стоянки). Вне всяких сомнений, красивейшее оз. Вокшозеро не следует проходить напрямик. Отличные оборудованные стоянки с банями и пляжами —> в СЗ части озера, как на материке, так и на островах. Прекрасная стоянка в западной части самого крупного острова озера (крюк по озеру 3.5-4 км). Несколько дальше —> редко посещаемые стоянки на каменных мысах оз. Сухое (крюк —> до 15 км).

Порог No 17 ( II а, 300 м). Длинная, глубокая шивера. Сначала по прямой, далее повороты влево и вправо. На выходе - грядка (обход слева). Можно сходу. Через 3 мин —>

Порог No 18 ( II б, 400 м). Первая часть: поворот влево-вправо, далее по прямой. Длина 200-250 м, четыре гряды (стояки 0.5 - 0.7 м). Небольшая пауза у острова, расположенного у левого берега. Вторая часть (длина 150 - 200 м): после паузы - резкий поворот вправо. На повороте - уход из основной струи к правому берегу. После поворота реки влево - возвращение в центр. 2-ую часть лучше осмотреть. Через 100 - 150 м —>

Порог No 19 ("У гранитной скалы") ( II а, 50 м). Поворот влево, мелкий заход. Слив 0.8 - 1 м правее центра. Через порог когда-то был переброшен мост. Лучше осмотреть, особенно заход. Через 100м (омут) —>

Порог No 20 (16, 100 м). Первый слив у левого берега; остров-камень, расположенный ниже, тоже лучше обходить слева (глубже). Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 21 (1б, 200 м). Шиверистого типа, выход левее (мелковато). Сходу. Через 100 м —>

Автомобильный мост трассы Санкт-Петербург - Мурманск. Через 6 мин —>

Порог No 22 (1б, 100 - 150 м). Шивера с поворотом налево. Выход мелковат, в струе камни. Сходу. За порогом - ЛЭП. Через 5 мин плеса —>

Порог No 23 (п. Падун, п. Падун Верхний) ( IIIa , 50 м). Двойной слив примерно по 1 м каждый. Первый - вал через плиту, второй - вал через зубья с "лункой", ниже - еще два слива (небольших). Все практически по прямой. Осмотр обязателен, желателен сигнальщик. Проходится чисто, без цепляния камней, полными экипажами (при упомянутом уровне воды). На левом берегу перед порогом - хорошая стоянка. Через 10 мин плеса —>

Порог No 24 (п. Стол) ( III б, 20 - 25 м). В центре - косой крученый вал между камней, через 5 м - грядка, перед которой нужно успеть уйти влево. Бочка умеренная, есть время увернуть. Общий перепад - под 2 м. Можно пройти по обливной плите у скалы левого берега с ударом кормой (КНБ, одному). Осмотр обязателен, желательна страховка. Сразу за порогом - отличное место стоянки (Л). Через 5 мин плеса —>

Порог No 25 ( IIIa , 500 м). Первая часть - глубокая шивера 200 - 250 м с отдельными малозаметными подводными камнями. Линия движения сложная. Осмотр по правому берегу. Вторая часть отделена от первой мелковатой паузой, в которой можно причалить и осмотреть продолжение (по правому берегу). Длина 150 м, глубоко. Линия движения проще, малозаметных камней в фарватере нет. Хорош косой слив у плиты на левом повороте в начале 2-ой части. После прижима к плите левого берега в конце - уходить резко вправо для причаливания и осмотра 3-ей части порога. Третья часть (длина 150 м) мелковата, в струе камни. В основном - вдоль правого берега. Весь порог можно идти сходу, но все же лучше осмотреть 2-ую часть. Через 150 м —>

Порог No 26 (1б, 150 м). Глубокая шивера, хорошо просматриваемая с воды. Сходу. Через 150 м —>

Порог No 27 ( la , 100 м). Мелковатая небыстрая шивера. Сходу. Через 30 - 40 мин спокойного сплава начинается дельта (острова, протоки). Еще через 5 мин - выход в оз. Бол. Рогозеро.

Для выхода в оз. Мал. Рогозеро - держаться правого берега, островок в начале короткой протоки обходить справа. На оз. Бол. Рогозеро - отличное место стоянки на песчаной косе напротив устья р. Поньгома (крюк - до 2 км). Исток р. Поньгома (28-ой порог) - в южной части оз. Мал. Рогозеро.

Порог No 28 (16, 100 м). Поворот влево, прижим, камни в струе. Лучше осмотреть. Через 25 мин (2 переката) —>

Порог No 29 (16, 150 м). Левая протока у острова и продолжение на повороте налево. Сходу. Сразу —>

Порог No 30 (16, 100 м). Мощный слив, струя чистая. Сходу. Сразу —>

Порог No 30 a ( la , 100 м). Порожек-слив у правого берега и выходная грядка (обход слева). Сходу. За порожком - отличная стоянка на высоком правом берегу. Сразу —>

Порог No 31 ( la , 100 м). Левая протока у острова. Сходу. Через 10-15 мин —>

Порог No 32 (1б, 100 м). Сходу. Через 5 мин - мелковатый перекат и через 100 - 150 м после него —>

Порог No 33 (1б, 150 - 200 м). Сходу. Через 100 - 150 м ->

Порог No 33 a (1б, 100 м). Мелковатый. Сходу. Через 10 мин (два переката, каменные "лбы" справа, порожек-перекат) —>

Порог No 34 ( la , 100 м). Сходу. После резкого поворота вправо —>

Порог No 35 (1б, 150 м). В русле - камни. Сходу. Через 150 м —>

Порог N о36 (16, 150 м). Поворот направо-налево. Сходу. Сразу —>

Порог No 37 (1б, 100 м). Довольно мощный, особенно в конце. Сходу. Через 30 мин (2 переката) —>

Порог No 38 (1б, 150 м). Резкий поворот влево. В основной струе кое-где камни. Желателен осмотр. Через 10 мин перекат и за ним —>

Порог No 39 ( la , 100 м). Небыстрый, сходу. На левом берегу - стоянки. Через 5 мин —>

Порог No 39 a (16, 100 м). Довольно мощный. Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 40 (16, 150 м). У двух островов. Средней мощности. Сходу. Через 15 мин (три небольших переката) —>

Порог No 41 (16, 250 м). Длинная мелковатая шивера. Много камней в струе сходу. Через 10 мин плеса —>

Порог No 42 (п. Роман-порог) ( III 6, 400 м). Перед порогом - стоянка (Л), осмотр по этому же берегу. Первая часть Роман-порога (100 - 150 м) - практически по прямой, с виражом возле ледолома (справа). Причаливание - после остатков моста к левому берегу. Далее 200 м) - 4 - 5 мелковатых сливов через гряды камней, поворот влево и две обходимые довольно мощные бочки (справа и слева). Перед бочками, на левом повороте - узкий фарватер. Необходимо хорошо осмотреть и запомнить линию движения. Далее (100 м) -мелкая шивера и не менее мелкий выход-слив. Интересный в техническом отношении порог, хотя и мелковат для неразгруженных "Тайменей". Через 5-7 мин —>

Порог No 43 (Па, 300 м). Глубоко, прямые чистые струи. Стояки 0.6 - 0.7 м. Сходу. Сразу 2 переката, за ними —>

Порог No 44 (Па, 100 м). Мощный слив на левом повороте. Сходу. Сразу - 2 переката. Через 20 мин сплава после Роман-порога —>

Порог No 45 (п. Корней-порог) (Длина 90 м). В отчете No 2800 ЦМТБ Корней-порог квалифицирован как IIIa , что, наверное, справедливо для высокой воды. При любом более низком уровне воды этот порог, по-видимому, непроходим для байдарок. Виной тому начальная часть (20 - 30 м), представляющая собой мощный поток через хаотическое нагромождение мелкосидящих валунов при полном отсутствии свободы маневра. После краткой паузы (5 - 10м) - мощный слив 1.5 - 2 м с камнями в струе. При желании можно провести по правой протоке до паузы и пройти только слив (КНБ). Обнос-проводка всего порога также вдоль правого берега. Сразу за порогом - мелковатая выходная шивера (100—150 м). Через 10 мин —>

Порог No 46 (1б, 300 м). Глубокая шивера. Сходу. Сразу, за поворотом начинается —>

Порог No 47 ( II б, 350 м). Первая часть - шивера длиной около 100 м. Сходу. Дальше лучше осмотреть по левому берегу. Слив в середине порога и довольно мощная шивера (250 м). Сразу —>

Порог No 48 (1б, 100 м). Короткая шивера-слив. Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 49 ( la , 100 м). Плита в центре. Похож на предыдущий. Сходу. Через 10-15 мин - р. Егут (крупный правый приток).

За устьем - 30-ти минутный плес (3—4 небольших переката), и —>

Порог No 50 (1б, 70—80 м). Довольно мощный. Поворот вправо-влево. Глубокий. Сходу. Почти сразу —>

Порог No 51 ( la , 100 м). Мелкая шивера. Сразу —>

Порог No 52 (1б, 1000 м). Цепочка из 6 - 7 мелких шивер. Течение несильное. Сходу. Через 30 мин - Полуразрушенная переправа через реку (бетонные кольца). Через 15-20 мин —>

Порог No 53 ( IIa , 150 м). Левая протока у острова, прижим к левому скальному берегу на повороте, мелкий выходной перекат. Сходу. Правая протока - проще, но мельче —>

Порог No 54 ( II а, 300 м). Первая часть (100 м) - мелковатая шивера с крупными камнями. Вторая часть - 100-метровая шивера с бочкой в конце. После паузы - третья часть (100 м)

- крупные мелководные плиты, перегораживающие почти всю реку. Заход по центру или левее центра, выход - правее мелководных плит. Лучше осмотреть. За порогом справа - хорошее место стоянки. Сразу —>

Порог No 55 (1б, 100 м). Струи между плитами, выход - справа у каменного островка. Похож на 54-ый, но проще. Можно сходу. Через 5 мин сплава (остров, ЛЭП) —>

Порог No 56 ( II а, 150 м). Левая протока - глубокая, правая - мелкая. Косой слив, виражи в струе от камней. Довольно сложный. Можно сходу. Через 200 - 250 м —>

Порог No 57 ("Мостовой", Пб, 500 м). Осмотр - по левому берегу, неплохая стоянка - перед порогом на правом берегу. Первая часть (100 -150 м) - вираж по дуге вдоль левого берега (ширина струи 2 - 4 м), мелковато, приличное течение. На левом берегу в середине участка - остатки моста, снесенного паводком откуда-то сверху. Вторая часть (350 - 400 м)

- длинная и мелкая шивера. Вначале - правее центра, в середине лавировка в мелководье и уход под левый берег. Выход - у левого берега. Осмотр второй части (шиверы) малополезен. За порогом - ЛЭП. Через 200 - 300 м - Железнодорожный мост и под ним —>

Река ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека ПоньгомаРека Поньгома