15 января 2013
Рыбкин С.А.
Год путешествия: 2009

Дата: 16 июля - 3 августа 2009 г.

Автор: Рыбкин С.А.

Воспоминания

1. Красненькая: низкая вода
  2. Кутсайоки: низкая вода
  3. Тумча: низкая вода
  4. Вид туризма: водный, сплав по р. Красненькая, Кутсайоки, Тумча.
  5. Категория сложности: третья усложненная, малая вода.
  6. Район путешествия: Кольский полуостров.
  7. Нитка маршрута: Москва -Кандалакша- Аллакурти -мост на Озёре Юулямиярви-р.Красненькая-р.Кутсайоки-р.Тумча-Иовское водохранилище-Зареченск-Кандалакша-Москва.
  8. Способ передвижения: сплав на катамаранах-2.
  9. Длительность: 19 дня.

• сплав по р. Кутсайоки км -48
  • сплав по р.Тумча - 28 км
  • сплав по Иовскому вдхр -61 км

Подъезды и отъезды: автомобиль (поезд): Москва (С-Петербург)- Кандалакша-Москва (С-Петербург); автомобиль от Кадалакши до моста на оз. Юулямиярви; от Зареченска до Кадалакши

Заброска

Классически забрасываются на поезде до Кандалакши, а затем автомобилем непосредственно на Чёртов мост. Поездом воспользовался наш второй экипаж, который ехал из Питера. Но мы, в целях экономии, а также исходя из соображений комфорта, решили доехать до Кандалакши на автомобиле, оставить его там и, воссоединившись с товарищами, дальше следовать уже классическому варианту заброски.

Что касается экономии, то использование автомобиля себя полностью оправдало: цена вопроса около 4 тысяч рублей на бензин туда и обратно. С комфортом оказалось не всё так хорошо. Виной тому была совершенно жуткая погода и необходимость всю дорогу ехать одним водителем. После В.Волочка пошёл проливной дождь, который шёл не прекращаясь вплоть до 5 утра следующего дня. Так, что первая ночёвка прошла в машине на берегу реки Волхов в одноимённом городе. Ставить палатку или искать гостиницу не было ни сил, ни желания. Вторая ночёвка была уже под Кандалакшей в посёлке Зеленоборский на берегу Белого моря. Тут уж была и палатка, и нормальный ужин. С утра к берегу подплыли тюлени, чем немало нас порадовали и скрасили тяготы предыдущего дня. Дорога от Москвы до Кандалакши, в целом, нормальная. Самый раздолбанный участок, требующий внимания и осторожности - после Сегежи и до границы Карелии. Хочется отметить, что на этом же промежутке крайне мало заправок, а местами есть прогоны по 200 км, где их вообще нет, так, что заправляться под завязку лучше всего где-нибудь за Петрозаводском.

Нашу машину мы оставили на стоянке в Кандалакше, встретили товарищей, перегрузили вещи в прицеп автомобиля, с которым была предварительная договорённость, и уже полной группой отправились в Аллакурти. Там опять перегрузились в УАЗик, который доставил нас до точки назначения. В Аллакурти заглянули к пограничникам, где нас записали в журнал, дали пару советов и благословили на сплав. Предварительно, недельки за две, им был сброшен список группы с указанием маршрута. УАЗик подвёз нас прямо к мосту, так, что заброска на реку можно назвать абсолютно простой и удобной.

Описание сплава

И вот настал тот знаменательный момент, когда вещи были погружены на катамараны, а участники облачены в полагающиеся для водников "цацки": гидрокостюмы, спасы и незабвенные шлемы. Но случилось это не сразу - денёк перед этим мы отдыхали от дороги, приходили в себя, тщательно и кропотливо собирали катамараны, всё проверяли, короче говоря - блаженствовали. Надо сразу сказать, что шли мы на реку отдыхать, а не совершать подвиги ранних побудок и долгих героических загребалок. Поэтому, так уж получилось, что раньше 12 дня мы вообще никогда не выходили, а нормальным временем отчаливания можно считать 1 час дня.

Пока мы стояли и, так сказать, блаженствовали, на реку подъехало ещё групп пять. Это послужило нам стимулом пораньше выйти, так, что первый день сплава был ознаменован одним из самых ранних выходов на воду. До первого порога ничего серьёзного нет - мелкая шиверка, которая ничем не запомнилась. Стоит ещё раз отметить, что уровень воды в реке был крайне низкий.

Короткий. К моменту нашего подхода там уже вовсю ходили, бродили по берегу трое каякеров, которые начинали прохождение. Когда мы взглянули на порог, то сделалось не хорошо: после первого маловодного, шкрябательского сливчика красовался здоровый каменный зуб как раз для межболонных поперечин, а сразу после - узенькая щёлка. Поначалу даже показалось, что наши каты туда не пролезут по габаритам. Даже замеряли веслом ширину - оказалось, что маленькие зазоры - сантиметров по десять с каждой стороны, всё-таки, есть.

Наблюдали как эту часть порога прошли каякеры. Самый первый, видимо самый опытный, лёг на пресловутом зубе и шёл все самые узкие места вниз головой под каяком. Когда выплыл - лицо в крови: рассечение левой брови. Слава богу, что ничего более серьёзного. Теперь мы поняли, почему речку назвали Красненькой. По результатам прохождения каякера и долгого осмотра зуба было принято решение вообще не лезть на него, а спустить катамараны правее по маловодному сливчику, затем, оставляя зуб слева сзади, протиснуться в узкую горловину слива. Для реализации этого плана, пришлось, правда, вещи пустить берегом до конца всего порога. Дошли до этого маловодного сливчика, встали на ноги и ручками спустили катамаран, затем сели, вышли из улова и аккуратненько протиснулись в самое узкое место, вёслами опираясь о скалы. Вторая часть порога, после небольшой шиверы, где мы изрядно покрутились, ничем особенно страшным не запомнилась: косой слив, обилие камней и ещё больше камней на выходе.

Далее сплав проходил примерно в следующем порядке: коротенькие перегончики со спокойной водой чередовались шиверками, где обязательно приходилось слезать с камней или аккуратно через них переползать. Вся сложность участка - найти место, где достаточно воды. Соответственно, шли на полуспущенных катамаранах. Периодически встречали каякеров, которые то нас догоняли, то отставали. Остальные группы, видимо зависли на Коротком. Как там идти на четвёрках в такую воду - страшно представить.

Прыжок. Вот его-то мы просматривали очень внимательно. Воды катастрофически мало! В основном сливе воды было на один баллон, а вот для второго совсем не набиралось. Кроме всего, в сливе ещё торчал подлый каменистый зубик. Мы героически, по сложной линии обходя камни, подошли к этому сливу. Левый баллон пошёл в слив, а правый сел на мель (воды действительно было очень мало). Катамаран развернулся в сливе и сполз боком. Как потом выяснилось, этот самый зубик продрал нам шкуру! Второй катамаран вообще повис над сливом и ребятам, пришлось вовсю раскачиваться и отталкиваться ногами, чтобы после долгих потуг всё-таки сигануть вниз.

Щёчки. Это было тоже одним из интересных и героических мест на Красненькой. Идём на дистанции прямой видимости. Первый катамаран садится на камни при входе в каньончик перед порогом. Ребята долго не могут слезть. Тем временем подходим мы. В итоге, чуть не играем в кегельбан: катамаран сдёрнули в самый последний момент, да так, что теперь оба судна плыли бок о бок, а один член экипажа застрявшего катамаран плыл между ними. А на горизонте уже показались те самые щёчки - место узкое и кривое, два катамаран одновременно там не поместятся. Пришлось спешно давать задний ход и пропускать вперёд ребят, благо все уже сидели на своих местах. В самих щёчках потребовалось пригибать голову, дабы не проверять на прочность шлем - скалы нависают прямо над головой.

Кавказский. Сразу за Щёчками, после небольшого плёса, начинается порог Кавказский, который фактически и завершает реку Красненькую. Это самый длинный порог. К моменту нашего подхода уже начало вечереть и потому было принято решение заночевать, а уже проходить его на следующий день. Ну конечно же, как можно не просмотреть порог? Смотрим первую часть: это как же это можно в этот слив зайти? А как можно пройти третий слив? Там вообще воды нет, зато перепад большой и множество острых зубъев! Короче, всё кажется поганым и непроходимым. А тут ещё каякеры подошли после своего просмотра и уверенно заявили: "не, ребята, вам туда вообще путь закрыт - порвётесь в лоскуты…". Так, что пришлось отходить ко сну в сомнениях. Надо отметить, что стоянка хорошая после порога на правом берегу (хотя по высокой воде она может быть и затапливается). Вдоль самого порога есть несколько полок, где можно с трудом поставить одну - две палатки на корнях деревьев. Всю ночь во сне я проходил Кавказский. В итоге всё-таки прошёл. На утро пошли снова смотреть порог. Я всё переживал, что мои ночные прохождения разобьются о суровую правду реальности. Но, о чудо! По утру всё увиделось совсем по другому - теперь уже понятно было, как идти. Сразу после осмотра зашили и заклеили баллон катамарана, прорванный в Прыжке. Поставили страховку и пошли. Традиционно продирались по мелководью и камням на входе в порог. Первый слив, сразу за ним более маленький второй слив, а вот затем чалка под отвесной стенкой прямо перед тем самым третьим сливом, что "порвёт в клочья". Лезть туда по такой воде действительно не следовало, а вот провести катамаран слева от него по камням - реально. Реально-то реально, а всё равно процесс этот героический. Перетащили, снова уселись и вышли в промежуточное улово. Наши ребята прошли этот участок тоже без особых проблем, разве, что после первого слива шли кормой вперёд. Второй участок порога не такой подлючий, но всё равно в самом запоминающимся сливе, косом и кривом, струя бьёт в камень правого берега. Затем долгое прыганье по камням. Чтобы охарактеризовать процесс ползанья по камням можно сказать, что мы со страховки успели сняться и прийти по тропе правого берега на место погрузки вещей в конце порога, а ребята ещё только подплывали. Кто был на Кавказском, тот знает, по каким буеракам проложена тропа и по каких склонам приходится прыгать.

Сомнительный. Наконец мы вышли в Кутсайоки! Спокойная, непривычно широкая, после Красненькой, река неспешно несёт свои воды. Моросит дождик. И вот он - тот самый Сомнительный. Знак на левом берегу "Опасность", чалимся прямо под знаком. Сомневались мы на Сомнительном одиннадцать лет назад, когда шли Кутсайоки на байдарках. Думали, как его проходить и проходить ли вообще. С первого раза не получилось и только со второго раза мы смогли его сделать. В этот раз, хоть воды было и меньше, но мы совсем не сомневались. Заход в первую ступень левее и под углом, чтобы избежать прижима к правому берегу перед второй ступенью, аккуратно скатываемся со второго слива и расслабляемся. В результате в третью ступень идём задом и таким образом осторожно сползаем с торчащих там камней. Второй экипаж вылетает на камни правого берега после второго слива, долго сползает с них и тоже задом проходит третий слив. Сразу же идём к Муравью.

Муравей. Откуда взялось название Муравей - не очень понятно. Слышали такую версию: дескать, раньше на стоянке этого порога (хотя стоять там крайне неудобно) было много муравейников. Туристов муравьи, видимо, кусали жестоко. Потому первое название порога - Муравьиный. Но затем муравьи все куда-то подевались, видно не по вкусы им пришлись туристы, а порог стал именоваться Муравей. На правдивости этой версии не настаиваю. Опять-таки повторюсь: воды мало! Мало! А камней много! Много! Заходим, сильно прижимаясь к левому берегу, втискиваемся в узенький сливчик, где есть вода. Разгоняемся. В месте главного сужения в конце порога тоже тесно: зазоры по бокам катамарана минимальны! Но вылетаем из порога и чалимся успешно. Пошёл второй катамаран. Поскольку я находился за скалой в самом низу порога, то, что там произошло - точно не видел, но ребята вышли из Муравья кормой вперёд - правда в целости и сохранности.

БСТ. Один из самых подлючих порогов на реке. Что значит название - до сих пор не ясно. Видимо, какая-то аббревиатура. Гадость этого порога заключается в том, что он кажется очень простым и лёгким. Так бы оно и было, если бы не камень на выходе, в который бьёт основная струя. Если с этой струи вовремя не уйти, то судно жмёт и подламывает под камень, где есть карман. В большую воду ситуации бывают вообще криминальные - не случайно здесь гибли люди. В нашем случае поток был слабенький и мелкий. Сперва решили идти, но на всякий случай пошли смотреть всё ещё раз по левому берегу. Смотрим на основную струю перед злым камнем. Струя, как полагается, в него, а по бокам её россыпи еле прикрытых водой камней - если уходить туда, то точно сядем на брюхо, а затем возможен разворот и уход под злой камень кормой. Опасности для жизни, вроде не видно, но проводить часик-другой в вытаскивании катамарана из под камня тоже не хочется. Решаем, что после последней ступени, что перед камнем, где ещё есть вода, уходим с основной струи правее и проползаем по мелководью под правым берегом. Конечно же, поставили страховку. Первыми пошли мы. Выписываем все повороты вслед за струёй и уже подходим к тому самому сливчику, где надо уходить правее. Это место и сливом-то назвать сложно - так, мелкая ступенька. Мы правильно выставляем катамаран, и я в могучем гребке подаюсь вперёд, дабы одним движением увести катамаран со струи. Но мой порыв был так могуч, что я всем телом сиганул в воду и чуть не достал веслом дна. Только правая нога и осталась на баллоне. И это всё происходит в прямой видимости злого камня, так сказать в десяти метрах от него. Пришлось мне шустренько взбираться обратно в "седло" и, все-таки, уводить судно со струи. Помогла страховка: пока я там карабкался, Антон держал за носы катамаран, а Андрей кидал в меня морковкой. Света веселилась и хохотала - дескать, на какой-то мелкоте кильнулся! На удивление легко и быстро прошли под правым берегом остаток порога. Даже на камнях толком не удалось посидеть, хотя кое-где проводили катамаран ручками. Сразу после БСТ находится водопад Оба-на, где мы и зачалились под левым берегом. Основная стоянка была уже занята большой группой, так, что нам пришлось идти на маленькую площадку прямо над водопадом - на две палатки и тент там место было.

Оба-на. Сколько песен спето в честь водопадов Кутсайоки! Они действительно очень красивы. Даже явственно ощущаемое маловодье реки не так заметно на водопадах. На утро следующего дня решаем покататься с Оба-ны. Долго завтракали, долго любовались водопадом, а потом пошли. Когда подходишь к срезу воды, и тебе постепенно открывается вся панорама водопада - вот где дух захватывает! И если при приближении стоит почти абсолютная тишина, то по мере открытия всей картины, мощность и рёв водопада многократно возрастает ещё более усиливая эффект от прыжка. Пройдя точку невозвращения, катамаран левым баллоном срезает "петуха" (вертикальный выброс воды из-за уступа под водой) и бешено устремляется вниз. Всё происходит быстро, хотя вспоминая, можно разложить все движения по составляющим. Внизу водопада прикладывает не так сильно как ожидалось. Мы, радостные, покрутились под Оба-ной, подплыли под разные части его сливов, пофотографировались. Уговорили ребят и сиганули с водопада ещё раз на их катамаране. Это было здорово! А потом последовало уже традиционное купание под водопадом. Ныряешь в основную струю и по обратке возвращаешься к изначальному месту. Накупались, наплескались по полной!

Маманя. На следующий день мы снялись с места и пошли дальше. А дальше был второй водопад по имени Маманя. Говорят, что раньше над водопадом, был натянут трос и по нему на карабинах быстренько переправляли всё имущество вниз. Одиннадцать лет назад ничего такого не было и мы сами тащили всё ручками слева от Мамани. Как оказалось, трос действительно был, мы даже видели его остатки, но оборвали его буквально дней за 10 до нашего прихода, так, что нам опять не повезло: раньше его ещё не было, а сейчас его уже нет. По старинке всё перетащили вниз. Не быстро, тяжело, но зато верно. Распогодилось, да так, что регулярно приходилось залезать в речку. После завершения этой героической эпопеи мы в каком-то совсем расслабленном состоянии пошли дальше к Тесному.

Тесный. То, что река у Тесного "кончается", это, кажется, всем уже известно. У меня с Тесным старые счёты одинадцателетней давности: тогда он хорошо подрал одну нашу байдарку, а вторую вообще переломил надвое, так, что мы делали новый деревянный каркас на этом пороге дня два. К нашему прибытию Тесный подготовил очередную свою подлость: спустил воду! Тесный потому и называется Тесным, что там мало места, а тут ещё и мало воды. В первой ступени воды реально на один баллон и не больше, во второй ступени воды побольше, но всё равно не габарит для катамарана. Однако, даже если бы там вообще не было воды, мы бы его всё равно прошли, пусть даже и по сухому дну - тут дело принципа. Вещи пошли берегом, ребята свой катамаран провели на верёвочке, а местами по берегу. Мы же пошли делать Тесный. Как и предполагалось, в первой ступени крепко сели правым баллоном на скалу. Пришлось баллон протаскивать по скале, затем на входе во вторую ступень мне пришлось отжимать катамаран веслом от камня, а Свете, опять-таки ногами, пропихивать свой баллон по стенке. А вот после этого сужения, там, где струя делает резкий поворот налево, и уже появилась некоторая скорость на повороте, правый баллон уже самостоятельно делает "пробежку" по скале. После второй ступени ушли в улово под левым берегом, уселись поудобнее, а то ведь шли только с внутренними ногами в упорах, а наружные ноги была толчковые. Далее, прошли мышеловку по левому сливу, аккуратно проползая, практически без зазоров, между камней. Итак, Тесный был пройден.

В честь прохождения порога был устроен обед. Выглянуло солнышко. Помахав ручкой Тесному, мы пустились в дальнейший путь. По пути встретилось несколько ничем не примечательных шивер, а когда мы подходили к разрушенному мосту на Вуоярви, то река расширилась и совсем обмелела: до берега мы уже тащили катамараны руками.

Если раньше место старой дороги на Вуоярви было глухим и безлюдным, то теперь там, на правом берегу, стоит баня, две беседки поодаль друг от друга, и героического вида вагончик, где торгуют пивом и ещё какой-то ерундой. Находятся там аж два человека: один - егерь заказника, который живёт рядом с вагончиком в палатке и гоняет по окрестным местам на квадроцикле дабы ловить рыбаков (ловля рыбы в заказнике запрещена); второй - смотритель бани и продавец пива. Встали лагерем мы возле бани. За 250 рублей с человека попарились, попрыгали в речку. За стоянку с нас взяли ещё 100 рублей, но зато предоставили дрова.

Проснулись мы оттого, что было невыносимо жарко. Приятно так вот просыпаться. Сразу вспоминается Крым, где время подъёма определялось именно солнцем. Долго поднимались, собирались, завтракали - в результате вышли часа в два. К этому времени к нашей стоянке уже подошла группа белорусов, которые встали на обед.

Этот день выдался героическим. По плану мы должны были дойти до Водопадного и мы это сделали. До Ступеньки сплав занял порядка трёх часов. Из интересного можно назвать длинную шиверу, на входе в которую даже что-то булькало. С ностальгией проплывали мимо мест былых стоянок.

Ступенька. На этом пороге группа белорусов, которые догнали нас после своего обеда, уже встала на ночь. Порог проходили, прижимаясь к левому берегу, где была хоть какая-то вода. Остаток порога - филигранный слалом между камней.

Далее сплав шёл по красивым, но совсем спокойным местам. Речка петляет и петляет, а ты всё ждёшь, что начнутся шиверы - верный признак приближения Водопадного. Надрали листьев смородины с кустов, которые прямо свисали с берегов в воду. Приятным разнообразием был порог Малый Каньонный.

Малый Каньонный. Вообще-то, порогом его назвать трудно, но раз называют - пусть так и будет. Идём прямо и всё.

И вот, когда стрелка часов перевалила за 21-00, начались те самые шиверы, которых мы так ждали. А когда на берегу мы увидели гигантские рафты коммерческих туристов и праздно шатающихся людей, то стало ясно - до Водопадного совсем близко.

Водопадный. Где-то ближе к 10 вечера мы подошли к Водопадному. Групп стояло там видимо, не видимо! Но нам досталось свободное местечко, то самое, где мы стояли прошлый раз - внизу перед третьей ступенью порога. Усталые пошли смотреть порог. Смотровая тропа заболоченная, поэтому удобнее ходить по камням правого берега. Посмотрели на самый интересный слив и пошли. Почему-то наше прохождение вызвало бурный интерес у всех присутствующих - как потом выяснилось, на гружёных катах кроме нас в порог никто не ходил. Заход в порог по маловодью вынуждает немного лавировать, но в целом не очень сложно. Плюхнулись, развернулись и кормой слились во вторую ступень, зачалились. Ребята также беспроблемно прошли Водопадный. Весь следующий день был посвящён катанию в пороге, благо обнос был коротким и лёгким. Апофеозом был наш лихой разворот на 360 градусов на языке основного слива. Днём подошли белорусы, которые тоже устроили тренировку на Водопадном. Но у них как-то в этот день всё было неудачно: на одном кате сломали дюралевую трубу, другой продрали. Зато вечером они пригласили нас в баню, чем мы не преминули воспользоваться. Кроме того, следует рассказать о том, что мы чуть не спасли рыбака. На пороге стояла группа с женщинами и детьми, главной целью которых была рыбалка. Но поскольку шли они, всё-таки по реке спортивной и на катамаранах, то грех не пройти один из самых знаменитых порогов Кутсайоки. Видимо, они так разволновались от важности момента, что самого главного рыбака просто смыло в первом сливе и он зацепился за камни в аккурат перед вторым сливом. Я уже собирался бросить ему морковку и вытащить бедолагу на берег, но он никак не реагировал на внешние раздражители и решил пройти вторую ступень самосплавом. Однако, после произошедшего, он, видимо, переосмыслил многое в своей жизни и стал активно делиться рыбацкими секретами и даже снастями. Наш Андрюха познал методику ловли хариуса на муху и потому впредь наш стол разнообразила эта рыбка. Следующий день мы посвятили рыбалке.

Проведя два дня в отдыхе и расслаблении, нам предстоял день тоже не слишком нагруженный - дойти до Котла, это примерно часа два-три хода. Погода испортилась и пошёл дождь. Чего-то запоминающегося на участке до Тунтсайоки нет, разве, что один перекатик с винтообразным сливчиком, который образовался из-за маловодья. Поднялись до Котла, благо это рядом и встречного течения почти не чувствуется.

Котёл и Яма. Сразу скажу, что Яму мы не ходили, так как она представляла собой совершенно жалкое зрелище - какие-то хлипенькие валы и ничего более. Мы до неё прогулялись, попытались, что-нибудь поймать по дороге, пообщались с народом, что стоял на Яме, и вернулись к Котлу, где был наш лагерь. Стоянки на Котле действительно хорошие - просторные. Также имеется классический туристский музей с резьбой по дереву, скульптурами из канистр и консервных банок, сломанные вёсла и прочая атрибутика. И ещё одна непременная составляющая любого музея - песчаный пляж. Стоит отметить начинавшееся обилие черники по берегам. Сам порог достаточно простой и утром следующего дня, перед выходом, мы прошли его кормой вперёд (умышленно). Было прикольно - немного пополоскало.

Карниз. До Карниза дошли быстро. Особенно повеселила шиверка перед ним - на левом берегу проглядывалась огромная тропа для осмотра, видно многие группы боялись Карниза и потому начинали осмотр всего, что более-менее шумит. Сам Карниз ничем не порадовал: левый слив был маловодным и простым, а вся сложность центрального языка заключалась в том, чтобы на него попасть. Пожалуй, самым интересным был траверс многочисленных струй в последней части порога.

Далее нудный сплав по спокойной воде до порога Каньонный.

Каньонный и Змеиный. Кто назвал это великолепие порогами - непонятно. Скорее это шиверы, причём несложные. Даже в прошлый раз, на байдарках, нам не составило особого труда пройти это всё. Сразу за Змеиным, через небольшой плёс, находится Шляпа.

Шляпа. Стоянки на Шляпе действительно малость загажены. Поскольку пришли мы к порогу раньше намеченного срока, то решили здесь не задерживаться, а сплавиться вниз по течению: там и почище, и народу поменьше. На самой Шляпе построен чуть ли не причал: отсюда на катерах вывозят туристов в Зареченск. Цена вопроса 11 тысяч за катер. Да и вообще любят туристы стоять на Шляпе - как никак последний порог на реке. Проходили мы Шляпу по левому трековому рукаву, где был хоть какой-то прижим. Попрощались с белорусами - они встали на острове и на следующий день собирались выбираться катером. Мы же планировали своим ходом добраться до славного Зареченска.

Проплыв от Шляпы где-то с часик, мы высадились на острове, где и встали лагерем. Очень хорошо порыбачили - в результате наш ужин закончился в два ночи, а изловленных щук доедались ещё весь следующий день.

Водохранилище. Тишина, спокойствие и ветер - вот как можно охарактеризовать хождение по Иовскому водохранилищу. Легко нашли выход в него, а далее решили пойти кратчайшим путём - через узенькие проливчики и между островами. В этом деле удача нам не очень сопутствовала - мы всё-таки заплыли в какой-то глухой залив, но вот в плане рыбалки опять повезло. Когда стояли на каком-то безлюдном и заваленном сухостоем острове, с первого заброса мне попалась щучка, которую мы пустили на уху вечером. Наши ребята очень надеялись найти остров, на котором они стояли в прошлом году, но разве найдёшь его среди того огромного множества островов, что есть на водохранилище? В итоге встали на берегу. Весь следующий день был посвящён изготовлению парусов и топке бани. Да, в этом походе мы парились регулярно! Натопили баню так, что уши трубочкой закручивались! С визгом и гиком сигали в воду. Как только закончили банные процедуры, так стали свидетелями почти, что кораблекрушения. Катер, вывозящий туристов, сел на мель, а прямо напротив нас окончательно сломался. Всю ночь бедные туристы бродили по берегу острова, что был напротив нас, и сыпали страшные проклятья на голову капитана. Некоторые даже грозились его утопить. Такое волнение вполне понятно: у многих были билеты на поезд. Когда мы уже проснулись утром следующего дня и готовились завтракать, катер, наконец, починили, и отбыл восвояси.

Наш последний день на воде ознаменовался праздником великой гребубли. Ветер был встречный и довольно сильный. Так, что наши паруса нам не пригодились. Одно радовало, что мачты были складными и потому особенно не мешали. Ожидалось, что на отрезке до Зареченска мы "умрём". Однако этот участок был пройден на удивление легко. Дрожи в руках и коленях не наблюдалось, и у нас даже остались силы поупражняться с парусом возле берега.

Выброска

Прямо на месте антистапеля, на левом берегу Зареченска мы договорились с местным мужиком на доставку до Кандалакши. Он, правда, сперва отговаривался, что с утра собирается за морошкой, но жажда наживи победила и морошка осталась не собранной. До Кандалакши долетели очень быстро. Там мы забрали нашу машину, погрузились, попрощались с нашими ребятами, которые остались ждать поезда, который отходил аж в 11 вечера. В тот же день мы смогли доехать до границы полярного круга, где и заночевали на озере. За второй день добрались до Лодейного поля и встали на замечательной реке Свирь. Ну а уж за последний день добрались до Москвы.

Выводы и рекомендации

1. Ремнабор и ещё раз ремнабор.
  2. В нижнем течении можно рассчитывать на рыбу.
  3. Все именные пороги надо просматривать, так как в разную воду они могут выглядеть совершенно по разному.
  4. Поскольку вода мягкая, а настоящих бочек мы вообще не встретили, то очень рекомендуется идти, при малой воде, практически все пороги на отрицательной скорости.
  5. Бродить по окрестностям реки, особенно в каньоне, лучше всего в ботинках с жёсткой подошвой. У нас были вибрамы. При более мягкой обуви есть реальный шанс потянуть стопу.
  6. Тент должен быть большой. Тогда дождь и непогода вообще не страшны.
  7. Небольшая газовая горелка всего лишь с одним баллоном может сильно облегчить жизнь при поздней постановке лагеря, дожде или отсутствии дров в обозримых окрестностях.
  8. Сублиматы не только вкусны, но и ещё мало весят. Очень рекомендуем.
  9. Лучшее время для сплава с точки зрения погоды - конец июля; с точки зрения наличия воды в реке - июнь.
  10. Не стоит ожидать дикости и отсутствия людей - народу на реке много и чем ближе к водохранилищу - тем больше.
  11. Перейти водохранилище своими силами совершенно не напряжно, а в плане отдыха и рыбалки - вообще замечательно.