13 января 2013
Роман Суворов
Год путешествия: 2011
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II

Сроки проведения: 1-6 мая 2011 г.

Автор: Роман Суворов

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация

Самостоятельная группа туристов из Москвы и Рыбинска.

1.2. Место проведения

Россия, республика Карелия, район Онежского озера.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризмаК.с.Протяженность активной части похода, кмПродолжительность, днейСроки проведения
    общаяходовых
    водныйвторая715121.05 -6.05.2011 г

1.4. Подробная нитка маршрута

г. Рыбинск - г. Санкт-Петербург - ст. 22 км - пос. Суоёки - мост через р. Южная Шуя у пос. Суоёки - оз. Шуясалма - пор. Сизовский - ГЭС в районе пос. Игнойла - пор. Кеняйкоски - пор. Кумио - автомобильный мост через р. Южная Шуя к северу от пос. Соддер - г. Петрозаводск - г. Санкт-Петербург - г. Рыбинск

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияНазваниеК.т.Характеристика препятствия
    ПорогСизовскийIIШивера длиной 300 метров, под левым берегом мощная бочка, валы высотой до 1,5 м. Общее падение в пороге около 1,5 м.
    ПорогОстровнойIДве протоки, разделённые островом. В правой протоке перекат длиной 50 м с валами до 0,5 м. Общее падение в пороге около 0,5 м.
    ОбносГЭС в пос. Игнойла-Открытый слив с плотины высотой 7м. Обнос 500 м по правому берегу.
    ПорогКеняйкоскиIIIДлина около 1 км, мощная входная шивера с валами до 1,5 м, вместо слива крутой вал высотой 2 м и за ним бочка, выходная шивера с валами до 1 м. Обход основной бочки под левым берегом. Общее падение в пороге около 2 м.
    ПорогКумиоIIIМощная слаломная шивера длиной 500 м, бочка на входе, валы до 2 м, правый прижим в последнем левом повороте. Общее падение в пороге около 2,5 м.

1.6. Список участников похода

ФИОГ.р.Обязанности в группеСпортивный опыт
    Суворов Роман Евгеньевич1990РуководительОхта III (у) 2010; Тумча III (у) 2009; Мста II(у) 2010; Кабожа I(у) 2007
    Бабошин Сергей Сергеевич1990ФотографОхта III (у) 2010; Молога; Ухра
    Базанов Александр Сергеевич1986КазначейОхта III (р) 2010; Кереть III (у) 2008; Тумча III(у) 2004, 2009; Мста II(р) 2010
    Капитонова Ольга Павловна1991ЗавхозОхта III (у) 2010; Кереть III (у) 2007, 2008; Тумча III(у) 2009; Мста II(у) 2010
    Смирнов Семен Алексеевич1988РемотникОхта III (у) 2010; Кереть III (у) 2007; Тумча III(у) 2009; Мста II(у) 2010
    Смирнова Александра Алексеевна1990МедикОхта III (у) 2010; Мста II(у) 2010; Медведица I(y); Кабожа I(у) 2007
    Рябова Маргарита Владимировна1991ФотографТумча III(у) 2009; Мста II(у) 2010;
    Щеглов Михаил Николаевич1975Тумча III(у) 2009; Мста II(у) 2010

2. Содержание отчета

2.1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Поход задумывался как начальный этап в освоении группой относительно отдаленных маршрутов весной. Ранее группа весной ходила только на реки средней полосы. Также хотелось пройти маршрут в более спортивном режиме, чем получалось раннее.

К тому же, в Интернете мы не нашли ни одного достаточно полного отчёта по майской Южной Шуе.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

2.2.1. Заброска: Рыбинск - Санкт-Петербург - Суоёки

1. Поездом от Рыбинска до Санкт-Петербурга. Раз в два дня ходят поезда Иваново - СПб (045Я), Уфа - СПб (347Й) и Самара - СПб (337Й). Поезд прибывает на Московский вокзал примерно в 13 часов. Примерная цена билета в плацкартный вагон на 2011 год - 950 рублей.

Переезд с Московского вокзала на Ладожский вокзал на троллейбусе 1 или автобусами 22 или 27 (возможно, есть и другие способы, но мы добирались так). Сесть можно на остановке "Суворовский проспект", выходить нужно на остановке "ст. метро Ладожская". Чаще всего в это время суток ходит автобус 27. Цена билета 21 рубль.

На Ладожском вокзале вещи можно сдать в камеру хранения (сдать один рюкзак на сутки стоит 120 рублей) и пойти гулять по Питеру, благо времени достаточно (мы приехали на Ладожский вокзал примерно в 14:00, поезд на реку отправляется в 18:16). Мы за это время обошли пешком почти всю центральную часть Питера.

2. Поездом 350А Санкт-Петербург - Костомукша до станции "ОП 22 КМ". Отправление от СПб в 18:16, прибытие - в 4:18. Поезд ходит раз в два дня. Ехать 10 часов, поэтому стоит взять билеты в плацкартный вагон (мы ехали в общем вагоне). Стоянка на станции "ОП 22 КМ" - 1 минута, поэтому рекомендуется заранее погрузить вещи в тамбур. Поезд проходит через погранзону, поэтому в районе города Сортавала пограничники будут проверять документы. В случае зарегистрированных туристических групп пограничникам достаточно получить список группы (для экономии времени полезно иметь с собой несколько списков и просто отдавать их пограничникам) и уточнить район путешествия. Данный маршрут пролегает вдали от погранзоны и поэтому вопросов у них больше не будет. К нам также подходили пограничники на станции Суоярви, но они ограничились лишь разговором и напутствием.

3. Пешком от станции "ОП 22 КМ" до автомобильного моста через р. Южная Шуя - примерно 2 км. От станции идёт дорога в пос. Суоёки. Перед входом в посёлок будет развилка, на которой нужно свернуть направо (левая ветка уходит к мосту через р. Тарасйоки). В посёлке важно не пропустить первый перекрёсток, на котором нужно пойти по правой ветке (мы пошли по левой, чем серьёзно увеличили расстояние). Дорога после развилки идёт на юго-запад. Примерно через 800 м после этой развилки будет хороший железобетонный мост через Шую. На правом берегу чуть ниже моста по течению есть место для сбора судов (мы там и стапелились). Разумно организовать посменное дежурство и сборку судов (т.к. в этот день необходимо дойти до первой стоянки). Репутация у жителей пос. Суоёки отрицательная (воруют), поэтому рекомендуется на месте стапеля долго не задерживаться (к нам подходили милиционеры, расспрашивали - что-то украли).

Возможны и другие варианты заброски (например, через Петрозаводск), однако в данном случае кратчайшая по времени дорога до Петрозаводска лежит через Санкт-Петербург и, как следствие, крюк в Петрозаводск неоправдан.

Однако при заброске из Петрозаводска с помощью автомобиля появляется возможность начать сплав с истока Южной Шуи (озеро Суоярви) и тем самым добавить в маршрут ещё один интересный порог - Грива.

2.2.2. Выброска: Соддер - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Рыбинск

Антистапель можно устроить около автомобильного моста через р. Южная Шуя к северу от пос. Соддер. Как до, так и после моста на правом берегу есть поляны, куда может подъехать машина (после лучше).

Дорога до Петрозаводска занимает около полутора часов.

Мы пользовались услугами Александра из Петрозаводска (+79602105010, +79210123665). Дорога до Петрозаводска обошлась нам в 4000.

От Петрозаводска до Санкт-Петербурга можно доехать на разных поездах. Мы ехали поездом №21Ч Мурманск - Санкт-Петербург, который отправляется из Петрозаводска в 04:37.

Также можно было попробовать успеть на поезд 657А, который отходит от вокзала в Петрозаводске в 22:50 (мы приехали на вокзал в 22:40), однако в нашем случае (последний день был ходовым) данный вариант ненадёжен.

От Ладожского до Московского вокзала можно доехать автобусами (№27, возможно и другие), троллейбусами (№1). Остановка - на противоположной стороне Заневского проспекта, на перекрёстке с проспектом Энтузиастов.

От Санкт-Петербурга до Рыбинска - поездом 045А Санкт-Петербург - Иваново (отправление от Ладожского вокзала - в 17:27). Можно также уехать поездом 337Ж Санкт-Петербург - Самара.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В случае недостатка времени или возникновения аварийной ситуации выход с маршрута возможен в нескольких местах.

1. Автомобильный мост трассы А-133 через р. Шуя - туда можно вызвать машину из Петрозаводска или Суоярви.
    2. ГЭС в пос. Игнойла - туда можно вызвать машину из Петрозаводска или Суоярви.

2.4. График движения

День пути (общий / от начала сплава)Участок путиСпособ передвиженияКмЧХВМетеоусловия
    1Рыбинск – Санкт-ПетербургЖ/Д60011 ч 30 минПасмурно, +8°С
    Московский вокзал – Ладожский вокзалПешком, троллейбус52 чПасмурно, +5°С, ветер З, 6-8 м/с
    Санкт-Петербург – станция «22 км»Ж/Д40010 чПасмурно, +3°С
    2/1Станция «22 км» – мост через р. Суоёки к югу от пос. Суоёки (стапель)Пешком21 чМокрый снег, 0..-2°С, ветер С, 4-6 м/с
    Место стапеля – пор. МедвежийСплав220 минМокрый снег, 0..-2°C, ветер С, 1-2 м/с
    Пор. Медвежий – шивера Древний мостСплав4,51 ч
    Шивера Древний мост - пор. ЛукиСплав1,520 минМокрый снег, 0..-2°C, Штиль
    Пор. Луки – пор. ОленёнокСплав2,550 минПасмурно, 0°С, штиль
    Пор. Оленёнок – оз. ШуясалмаСплав8,51 ч 15 мин
    3/2Оз. Шуясалма – шивера (отмечена на рисунке 3 как «Шивера»)Сплав5,550 минПасмурно, +2..+5°С, штиль
    Шивера – пор. СтупенькаСплав1,515 мин
    Пор. Ступенька – Хаутаваарские мостыСплав220 минПеременная облачность, +2..+5°С, штиль
    Хаутаваарские мосты – впадение р. ПюхайокиСплав7,31 ч 10 минЯсно, +2..+5, штиль
    Впадение р. Пюхайоки – пор. СизовскийСплав2,530 мин
    4/3Пор. Сизовский – пор. ОстровнойСплав2,325 минПасмурно, +10°С, ветер С-В, 1-2 м/с
    Пор. Островной – ГЭС ИгнойлаСплав121 ч 45 мин
    Обнос ГЭС по правому берегуПешком0,540 мин
    ГЭС Игнойла – пор. КеняйкоскиСплав1,720 минПеременная облачность, +10..+12°С, ветер С-В, 1-2 м/с
    Пор. Кеняйкоски – пор. КумиоСплав440 мин
    Пор. Кумио – мост через р. Южная Шуя к северу от пос. Соддер (антистапель)Сплав111 ч 30 мин
    Антистапель – Ж/Д-вокзал в г. ПетрозаводскА/м1001 ч 30 минПасмурно, +10°С, ветер С-В, штиль
    5Петрозаводск – Санкт-ПетербургЖ/Д4007 ч 30 минПасмурно, +10°С
    Ладожский вокзал – Московский вокзалПешком, троллейбус52 чПеременная облачность, +15°С
    Санкт-Петербург – РыбинскЖ/Д60011 ч 30 мин

2.5. Техническое описание

2.5.1. День 1 - 2.05

Путь до реки

Начало похода получилось очень приятным.

В 4:23 выгрузились на станции "22 км", что возле посёлка Суоёки (фото 1). От станции к посёлку идёт дорога. Мы ехали в последнем вагоне поезда, поэтому для того, чтобы обнаружить эту дорогу под полуметровым слоем снега, пришлось пройти метров 200 на север вдоль путей. Надо сказать, что в этом поезде есть лишь один общий вагон (и мы ехали в нём). Отсюда совет: если есть возможность, стоит взять билеты в плацкарт, потому что 10 часов езды сидя не способствуют прибавлению сил у участников (нужно учесть, что после поезда нужно будет сразу же искать выход к реке, собирать катамараны и грести). Однако стоило вылезти из поезда, как усталость и сон улетучились.

До реки добирались перебежками - мужская половина и часть женской половины команды вместе с рюкзаками и рамами от катамаранов проходила метров 200-250, после чего мужская половина возвращалась за оставшимися вещами и участниками. Так исхитряться пришлось из-за наличия среди вещей сумки со шкурами от двух катамаранов. У нас два катамарана целиком был упакованы в рюкзаки участников, а два остальных - в эту сумку. Эти сумки продаются вместе с катамаранами, а т.к. раньше нам не приходилось таскать их на большие расстояния, то неудобства это не создавало. Однако нести эту сумку в одиночку крайне сложно. Отсюда совет: если нет возможности упаковать суда в рюкзаки участников, то лучше взять ещё один рюкзак и погрузить туда катамараны - это гораздо удобнее.

В посёлке Суоёки важно не пропустить первый перекрёсток, на котором нужно пойти по правой ветке (это широкая дорога, она выходит прямо на мост). Мы же пошли по левой ветке, в результате пришлось по другим улицам возвращаться (фото 2). Примерно в 5:50 мимо нас проехало такси, что весьма подняло настроение и породило массу шуток.

1. Станция "22 км"

2. В посёлке Суоёки

Стапель

В 6:00 мы вышли на мост через р. Суоёки. Очень красивое место, по крайней мере в нашу погоду (фото 3). Собираться прямо в посёлке мы не стали (репутация у жителей негативная - воруют, да и лагерь негде разбить), поэтому нашли место на правом берегу после моста. Там есть несколько небольших полян - у самой воды и повыше. Внизу мы разбили лагерь, а наверху собирали катамараны. Переход был не самым приятным (мокрый снег, сильный ветер, бессонная ночь), поэтому первым делом была поставлена палатка, и половина команды в добровольно-принудительном порядке была отправлена копить силы. Параллельно с установкой палатки был организован поиск дров, разведение костра и установка тента. С дровами проблем нет - много молодого сухостоя, который валится даже без топора, голыми руками. Тент был нужен для перепаковки вещей в гермомешки - мокрый снег шел крупными хлопьями и не давал перепаковаться под открытым небом.

В 6:30 уже был поставлен лагерь, на костре варился завтрак. После завтрака часть людей отправилась спать, а остальные начали перепаковываться и собирать катамараны. Примерно в 8:00 снег прекратился и появилась возможность подсушить вещи после ночного перехода к реке.

В 9:00 спящие поменялись с дежурными и процесс подготовки к сплаву продолжился.

В 13:00 был объявлен подъём и команда - уже в полном составе - собрала катамараны, упаковала вещи в гермы и переоделась в сплавное (фото 4). Также был устроен небольшой перекус.

Начало сплава

В 16:15 группа наконец-то начала сплав от моста. Здесь же начинается третья ступень так называемого Суоёкского каскада (фото 5). Данный участок представляет собой быстроток с валами высотой 0,5 - 0,7 метра. Под левым берегом в русле навалены камни и брёвна, которые можно увидеть по хаотическому поведению воды перед ними и стоячей водой после них.

Отчёт о водном походе II к.с. по реке Южная Шуя (высокая вода)

Здесь стоит сказать о световой обстановке в Карелии в это время года. Если кто-то надеется попасть на начало периода белых ночей, то должен разочаровать - ночи совсем не белые, а очень даже чёрные. И в самом деле, в это время ночью в Карелии гораздо темнее, чем в средней полосе России. Светает примерно в 5:00, смеркается - в 21:30. Такая картина позволяет делать более продолжительными вечерние переходы.

Уровень воды на реке очень высокий (примерно на 1,5 - 2 метра выше летнего уровня, аргументы в пользу данного вывода будут приведены ниже), поэтому препятствия приобрели другой характер - исчезли камни, появились пульсирующие валы, некоторые бочки стали сильнее, некоторые стали валами.

В 16:25 группа подошла к порогу Медвежий. Порог находится на левом повороте реки и при этом уровне воды представляет собой участок быстротока длиной 150 м с несколько большим, чем обычно, уклоном, с беспорядочными валами высотой до 1,2 м. Явных ориентиров у порога нет. Под левым берегом есть небольшая бочка, также есть несколько уловов под левым берегом. На катамаране можно проходить где угодно, никакой опасности нет. Лично у меня опыта прохождения таких препятствий на байдарке нет, но есть основания предполагать, что неопытный экипаж будет перевёрнут этими короткими, но крутыми валами. Часть экипажей проходила Медвежий по центру, экипаж Ромы и Сани выполнял "змейку" - от центра реки к бочке и обратно с целью захватить наиболее высокие валы и сильные противотоки (фото 6, 7).

После порога Медвежий на карте отмечены высокие берега, однако уровень воды был такой, что они поднимались над водой не более чем на полтора метра (фото 8).

Днём снег несколько раз прекращался и снова начинался (фото 9).

Между препятствиями - плёсы со скоростью течения 3-4 км/ч (говорят, что летом там практически стоячая вода).

В 17:40 группа подошла к некоторому препятствию, отмеченному на карте как порог. Мы решили, что это шивера "Древний мост" (по описанию 1, фото 9). Однако в нашу воду на месте развалин моста было лишь лёгкое возмущение воды в виде валов до 0,3 метра.

Метров через 400 мы заметили на левом берегу протоку, соединяющую озеро Кангозеро с Шуей. Через неё виден лёд на озере.

В 18:00 группа подошла к порогу Луки (по описанию 1). Ориентир порога - остров на пологом правом повороте реки. Опять же, препятствие было замыто - от рельефа дна остались лишь небольшие возмущения воды. Мы проходили по левой протоке. За порогом река расширяется. Далее - 2 километра плёса.

В 18:50 группа подошла к порогу Оленёнок. Порог начинается ещё на прямом участке перед левым поворотом и продолжается вплоть до расширения русла перед протокой, соединяющей озеро Варнозеро с Шуей. Препятствие при данном уровне воды представляет собой длинную (500 - 600 м) мощную шиверу с валами высотой до 1,5 метров. Под левым берегом в пороге есть несколько уловов и небольших бочек. Самые мощные валы, на которых можно устроить сёрфинг даже на катамаране, находятся на выходе из порога по центру. Данный порог является идеальным местом для тренировки экипажей и начинающих каякеров - мощная струя и крутые валы позволят отработать такие элементы как траверс, скольжение по валу. Два катамарана прошли порог по центру, один - под левым берегом, мы же опять пошли змейкой, пытаясь собрать всё самое интересное. После порога русло реки расширяется. Далее - 8,5 км плёса до озера Шуясалма.

В 20:00 группа встала на стоянку на правом берегу перед впадением реки в озеро Шуясалма (фото 10). Места для палаток очень много, есть стол, костровище. К стоянке подходит дорога. Место посещаемое. Когда мы приехали, костровище было ещё тёплым. Через некоторое время к нам вышел охотник. Оказалось, за мысом, на левом повороте на правом берегу (отмечено на карте, фото 11) находится охотничья база, где можно снимать домики. С дровами на этой стоянке не очень. Нам повезло - предыдущие постояльцы повалили большую сосну и не сожгли её, чем мы и воспользовались.

2.5.2. День 2 - 3.05

В 8:00 подъём дежурных, которые разжигают костёр, готовят еду.

В 9:00 общий подъём, начало сборов.

В 10:30 отправление со стоянки.

Через некоторое время начинается последовательность шивер. Однако, из них в нашу воду заметна лишь последняя из них (отмечена на карте как "Шивера"). Представляет собой участок быстротока с чуть большим, чем обычно, падением и валами до 0,5 метра. Длина шиверы - около 100 метров. Находится после правого поворота реки на 90°. После этой шиверы - прямой участок реки с расширением. В конце этого прямого участка (через 1,5 км после последней шиверы) - порог Ступенька.

Примерно в 12:00 группа подошла к порогу Ступенька (по описанию 1). В данную воду порог представляет собой прямой участок быстротока длиной чуть меньше 100 м с общим падением 0,5 метра (фото 12, 13). Основное препятствие в пороге - валы высотой около 0,5 м. На входе в Ступеньку - язык. На катамаране проходить можно как угодно. Из этого препятствия мы выехали практически сухими.

На холоде энергия расходуется быстро, поэтому после прохождения Ступеньки было принято решение устроить перекус и попить горячего чая. Место для привала нашлось на траверзе острова через 250 м после Ступеньки (фото 14). На правом в берегу находится рыбацкая стоянка с кострищем и седаками. С мелкими дровами проблем особых нет - чай вскипятить хватит. Чаю попили - расслабились, и привал подзатянулся. Отсюда совет: если график напряженный, то привалы с костром делать не рекомендуется или делать их всё-таки под чутким присмотром человека с часами. Однако перекусы нужны, без подпитки холодно, да и ноги размять тоже не помешает.

Примерно в 14:00 группа подошла к Хаутаваарским мостам (трасса А-133). После мостов на 7-километровом участке должно быть два препятствия (Хаут-перекаты по описанию 1). Опять же, в нашу воду был заметен только последний из них, представляющий собой короткий (меньше 50 метров) прямой быстроток с перепадом примерно 0,5 м и валами такой же высоты. После данного препятствия река расширяется. Берега высокие, место красивое вообще. В конце широкой части справа впадает река Пюхяйоки.

Примерно в 15:20 группа к месту впадения реки Пюхяйоки. В месте впадения есть небольшой порожек, завершающийся маленькая бочкой. Мы не упустили возможности поиграть с ней. Каякеры же могут и вовсе занестись наверх этого порожка и покататься. Не смотря на то, что воды в Пюхяйоки мало даже весной, скорость течения весьма приличная. Примерно в 16:00 мы закончили игрища, фотографирование и двинулись дальше.

Примерно в 17:00 группа подошла к порогу Сизовский. Это первое интересное препятствие на реке. Порог находится за крутым правым поворотом. Уровень воды такой, что часть правого берега оказалась замыта, в результате чего справа река течёт через деревья, а чуть ближе к центру русла образовался остров. Схема порога приведена на рисунке 7. На время катаний на пороге можно поставить страховку сразу за бочкой.

Перед порогом на обоих берегах есть стоянки (на ЛБ стояла группа). Стоянка также есть на самом пороге на ЛБ, но там проходной двор. На выходе порога есть большая стоянка на ПБ. Заранее скажу, что с дровами тут плохо везде.

Мы причалили к правому берегу перед поворотом, чтобы посмотреть порог. В результате просмотра под левым берегом была обнаружена бочка, а на основной струе - валы около 1,5 метров высотой. Порог показался нам достаточно интересным, поэтому мы решили остановиться здесь на ночь (стоянка на ПБ перед порогом). Разгрузили катамараны, разожгли костёр из с трудом найденных дров и пошли кататься.

Примерно в 19:30 начали проходить порог. Целью покатушек было получение удовольствия и отработка навыков траверза потока по валам (фото 15), прохождения бочек. При прямом прохождении бочки установили, что она может держать некоторое время небольшой катамаран (фото 16, 17). Однако бочка косая, и поэтому катамаран рано или поздно сносит на основную струю (фото 18). Судя по её виду и по характеру потока после неё, человека в ней сразу же промоет дальше. Напоследок попробовали встать на носовую свечу (фото 19, 20), однако бочка оказалась недостаточно мощной. Надо сказать, что играть с этой (впрочем, как и с любой) бочкой нужно с осторожностью, потому что под левым берегом в пороге достаточно мелко и в случае оверкиля есть опасность посчитать камни различными частями тела.

Покатушки продолжались практически до наступления сумерек в 21:30. Наконец-то наладилась погода (фото 21).

Отчёт о водном походе II к.с. по реке Южная Шуя (высокая вода)Отчёт о водном походе II к.с. по реке Южная Шуя (высокая вода)Отчёт о водном походе II к.с. по реке Южная Шуя (высокая вода)Отчёт о водном походе II к.с. по реке Южная Шуя (высокая вода)Отчёт о водном походе II к.с. по реке Южная Шуя (высокая вода)Отчёт о водном походе II к.с. по реке Южная Шуя (высокая вода)

2.5.3 День 3 - 4.05

Сплав

В 7:00 подъём дежурных. В этот день предстоит пройти почти половину всего маршрута, разобрать суда и уехать в Петрозаводск.

В 8:00 общий подъём.

В 10:00 вышли со стоянки. Катамараны загрузили перед порогом, и прошли его гружеными.

В 10:25 группа подошла к порогу Островной. В нашу воду это не порог, а перекат длиной 10 метров с высотой валов меньше 0,5 метра (фото 22). Порадовались, что встали на Сизовском, а не на Островном. На этом пороге есть три стоянки - на правом берегу после порога, на острове и на левом берегу.

В 12:30 группа подошла к ГЭС Игнойла. Низкий гул ГЭС слышен издалека - ещё за несколько поворотов до самой станции. Станция находится за крутым левым поворотом. За 100 метров до слива плотины через реку перекинут мост. В нашу воду под мостом было не пройти: от воды до перекрытия около полуметра. Перед мостом почти на всю его длину образовался завал из деревьев.

Прямо напротив поворота на правом берегу рядом со столбом ЛЭП есть место для приземления. Мимо этого места проходит дорога, по которой можно подойти к плотине и обнести вещи вниз. Мы вещи не разгружали, носили катамараны прямо с вещами - благо дорога ровная. После ГЭС можно спускаться на воду в разных местах. Мы спускались в улове правого берега через 100 метров после слива. Однако летом там может быть мелко (фото 23).

Примерно в 13:30, после фотографирования (фото 24), группа выдвинулась дальше. Начиная с ГЭС, и до конца маршрута берега будут высокие. Чуть меньше, чем через два километра начнётся порог Кеняйкоски.

В 13:50 группа подошла к порогу Кеняйкоски. Высадились на левом берегу у первой таблички о погибшем туристе, которая этой весной оказалась у самой воды. Часть команды пошла осматривать порог. Порог очень длинный, тропинка вдоль левого берега не очень удобная, поэтому для экономии времени можно организовать прохождение и просмотр поэтапно, благо под левым берегом до основного слива есть улова. Однако мы пошли просматривать до конца, чем потеряли кучу времени.

Просмотр показал (схема порога изображена на рисунке 8), что т.к. воды много, то вероятности разодрать катамаран нет, но есть несколько мест, на которые следует обратить внимание (приведены ниже).

1. Котёл на заходе (см. схему на рисунке 8). Образован сливом с плиты не более полуметра высотой, зато после него стоячая вода и пена. Если без скорости сюда попасть, то могут быть проблемы. С воды этот котёл виден метров за 15-20, не больше. Достаточно опытный экипаж без проблем может уйти от котла.

2. Косая бочка у левого берега после поворота. Для катамарана не представляет особой опасности (максимум подержит, но обязательно вымоет ближе к центру реки). Если на байдарке под углом сюда приехать, то появится возможность пройти этот замечательный порог самосплавом.

3. Канализация под левым берегом. Уровень воды такой, что можно пройти этот порог почти сухими, если держаться всегда левого берега. Однако надо учитывать предыдущие пункты.

В целом можно выделить два варианта прохождения порога (см. схему на рисунке 8).

1. По канализации. Нужно идти на расстоянии не более 10 метров от левого берега, тогда точно попадёте в канализацию (фото 25).

2. По центру слива (фото 26). В нашу воду слив оказался замытым, на его месте стоял двухметровый вал с едва обрушивающейся шапкой. Вал имеет неоднородную структуру и состоит как бы из двух, между которыми можно попробовать протиснуть катамаран. За каждым из этих валов находится небольшая бочка, судя по количеству пены и скорости потока, достаточно кусачая. Струя с наибольшей скоростью проходит именно этим путём. Ориентиром для этого прохода может служить последовательность валов. Однако валы косые (с них сносит под левый берег) и не уехать мимо прохода непросто. К тому же с воды найти эту последовательность валов непросто - ширина русла около 80 метров.

Страховку на пороге можно организовать только катамараном с воды с двух мест:

1. из улова правого берега, которое находится совсем рядом со сливом. Время реагирования страховочного экипажа при этом слишком большое;

2. из участка почти стоячей воды, метров на 5 ниже последней бочки. Течение на данном участке медленное, потому что вода ещё не успевает разогнаться после валов и бочек. Однако противотока от бочки в этом месте уже нет. Достаточно неплохое место, но требует от страховочного экипажа достаточного опыта для захода в эту тишь (зайти туда можно, пройдя порог или траверзнув реку) и для удержания там (придётся слегка грести).

Учитывая неоднородность экипажей и нехватку времени (в случае спасработ задержка была бы не менее часа), было принято решение идти по канализации (фото 27 - 31).

В целом на прохождение и просмотр было потрачено около двух часов, что ну очень долго. Отсюда советы: проходите порог по частям и просматривайте не слишком долго (а то увидите то, чего там нет).

После прохождения был устроен перекус с костром и чаем. Дров на пороге практически нет. Чай кипятили на лапнике и хворосте.

Одновременно с нами порог проходили ещё две группы.

В 16:30 группа выдвинулась дальше. Пороги Кеняйкоски и Кумио разделяет примерно 4 километра реки. На этом участке находится три мелких порожка первой категории - быстрины с валами до 0,5 метра.

Примерно в 17:10 группа подошла к порогу Кумио. Порог начинается на крутом правом повороте реки. Перед порогом на левом берегу стоянка, там уже стояла группа.

Кумио - самый интересный порог на реке, по крайней мере, в нашу воду. Он представляет собой извилистую шиверу с приличным падением длиной больше 500 метров (см. схему на рисунке 9). На глаз общее падение в пороге составляет около 2,5 метров. При данном расходе воды в пороге валы не ниже полутора метров (катамаран с седоками скрывает между валами с запасом), которые останавливают его. На выходе из порога правый прижим к скале, на которой навалены деревья, и что-то, похожее на слив высотой чуть больше полуметра, в скальном сужении. Данный порог слишком длинный для того, чтобы фотографировать его с воды за раз. Мы проходили порог без просмотра из-за нехватки времени (у нас была заказана машина на 20:00). Экипажи уходили в порог с интервалом в 3 минуты. Если бы мы знали, что Кумио так хорош в эту воду, то обязательно выделили бы время для покатушек. К сожалению, во время прохождения в камере закончились батарейки, поэтому отснять прохождение по-нормальному не удалось.

Ну, вот и всё, порогов на данном маршруте больше не будет. Одиннадцать километров плёса - и водная часть маршрута окончена. Очень жаль. Опять возвращаемся, чтобы уйти.

Отъезд

В 19:30 группа пришла на точку выгрузки перед мостом через Шую к северу от посёлка Соддер. Мы несколько отстали от графика из-за долгого прохождения Кеняйкоски и встречного ветра на плёсе после Кумио.

Сборы были очень оперативными - уже в 21 час мы выехали на двух машинах (ну очень комфортные микроавтобус и пикап, в котором ехало большинство вещей) в сторону Петрозаводска. Дорога приятная - красивые места, приятный в беседе водитель.

В 22:40 мы уже загрузились в зал ожидания Ж/Д вокзала в Петрозаводске. Перекусили бутербродами и горячим кофе из автоматов. В зале ожидания мы огородили рюкзаками площадку между рядами сидений, постелили пенки, и часть команды отправилась спать.

В 4:00 проснулись, сходили в магазин, перенесли вещи на перрон. Совет: стоит встать пораньше, т.к. если билеты в крайние вагоны, то придётся побегать (мы опять ехали в последнем вагоне).

Заключение

В данном походе было поставлено несколько "экспериментов", результаты приведены ниже. Они могут быть интересны начинающим группам.

1. Упаковка катамарана в один рюкзак с вещами так, чтобы не появлялось дополнительных сумок и рюкзаков. Один из рюкзаков был упакован именно так. Нести такой вес на большие расстояния по равнине вполне реально, а вот надеть или снять в одиночку - с трудом. Однако если на катамаране идёт полностью мужской экипаж, то можно распределить шкуру по двум рюкзакам, облегчив ношу. Из неудобств стоит отметить необходимость на антистапеле убирать в рюкзак мокрый катамаран. Данная проблема решается прокладкой полиэтилена.

2. Неопрен. Необходимо учитывать тот момент, что неопрен делает из вас термос. Поэтому если вы остыли, а на улице потеплело, то вам всё равно холодно. Мораль: на реку карельского типа лучше надевать шерстяное или флисовое термобельё. Неопрен же идеально подходит для принятия относительно непродолжительных, но обильных ванн на каком-нибудь пороге. Особенно это касается ног, потому что они не работают вообще, и у них нет возможности согреться за счёт движения.

3. Ночные переходы. Нам довелось идти ночью от станции до реки. Трудно назвать эту часть маршрута очень сложной, однако участникам пришлось проявить определённые морально-волевые качества. Эта часть похода оставила одни из самых ярких впечатлений за эти несколько дней. Не стоит бояться подобной несколько непривычной заброски, это интересно. Однако подобные переходы надо прорабатывать заранее, учитывать возможные ЧП, меры по их предотвращению, пути ликвидации последствий, особенно если на данном участке пути находятся категорийные препятствия.

4. Руководство. Совет другим начинающим руководителям: больше записывайте и фотографируйте сами - в этом случае можно сделать отчёт гораздо точнее и информативнее.

5. Отсутствие фотоаппарата как фотоаппарата. По предыдущему опыту мы чувствовали, что одни фотографии не передают атмосферу похода и прохождений, поэтому решили взять фотоаппарат, который хорошо снимает видео. Эксперимент можно считать успешным - почти все фотографии в отчёте - кадры видео. Также стоит иметь несколько фотоаппаратов. "Боевой" фотоаппарат у нас был один, поэтому прохождения одного экипажа остались за кадром.

Большое спасибо погоде! Она создавала какое-то ощущение сказки, нереальности происходящего. Много эмоций. Во истину, всё самое лучшее случается неожиданно.

Приложение 1. Карты

• 2 - порог Островной;
    • 3 - порог Кеняйкоски
    • 4 - порог Кумио.

Ниже (рисунки 33 - 37) приведена карта масштаба 1:100000 с отмеченными ключевыми точками маршрута.

Приложение 2. Схемы некоторых порогов

Схемы не претендуют на абсолютную точность, показывая лишь относительное расположение ключевых мест в порогах.

Приложение 3. Снаряжение и средства сплава

Средства сплава - 4 двухместных катамарана производства фирмы "Трекс"  "http://www.treks.su/" rel="nofollow"  :

• 3 катамарана Стерх-2 объёмом 1400 м3, разных годов выпуска;
    • катамаран типа Дельфин (на самом деле, нигде больше таких судов мы не видели) объёмом около 1000м3.

Приложение 4. Смета похода

Статья расходовСумма на команду, рублейСумма на человека, рублей