Виды туризма

12 января 2013
Владимир Суворов (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2008
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 2312 0

Дата: 1-10.08.2008 г.

Руководитель: Владимир Суворов (Москва)

 

  1. Плавсредства: рафты "Скаут", 3 экипажа
  2. Опыт участников: от 14 до 30+ лет водных походов (Карелия, Кавказ, Карпаты, Урал, Саяны)
  3. Уровень воды: высокий

Введение

Общая информация

Длина маршрута по реке Сyма от оз. Коросозеро через р.Коросозерка и оз. Пулозеро и до пос.Сумпосад составляет около 120км. Общее падение уровня от оз. Пулозеро до впадения в море - около 100м (оценка из книги А.Л.Шилова "На байдарках по Карелии").

Маршрут выделяется тем, что подавляющее большинство встречающихся препятствий имеют одинаковый характер и практически не имеют каких-либо четких ориентиров или индивидуальных особенностей. Все препятствия (за исключением порога Морской) являются по своему характеру шиверами. Термин "порог" используется далее по тексту только лишь в силу сложившейся традиции называть так любое препятствие на реке в Карелии.

Уровень сложности препятствий на маршруте не поднимается выше категории II; категорией III можно оценить лишь пор.Падун. Общая категория маршрута - II+ (при высоком уровне воды).

Озера на маршруте красивы, на их берегах много широких песчаных пляжей (больше, чем нам встречалось на других речных маршрутах в Карелии).

Интересной особенностью маршрута является необходимость повышенного внимания к ориентированию и тщательности в определении местоположения и направления движения. Встречаются настоящие лабиринты из множества проток и небольших островов (в особенности - исток Сумы из озер Пулозеро и Сумозеро, а также озера Монастырский омут, Пустовское и небольшие озера/ламбины на участке реки между озерами Пулозеро и Сумозеро).

Также можно отметить очень небольшое количество местных жителей на реке и озерах (встречено всего 3-4 рыбацких лодки за весь маршрут); однако, это могло быть обусловлено не самой лучшей погодой (преимущественно прохладно, облачно и ветрено).

Краткое резюме

На наш взгляд, маршрут очень интересен, и имеющиеся описания его несколько недооценивают (возможно, из-за достаточно изнурительной начальной части маршрута от оз. Шунозеро до оз. Пулозеро).

Препятствия на реке, хотя и примерно одинаковы по характеру, в высокую воду доставляют массу удовольствия от прохождения. Однако, возможность получения положительных впечатлений здесь явно будет сильно зависеть от уровня воды в реке (при низкой воде возможность "чистого" прохождения существенно снизится, а некоторые пороги могут потребовать проводки). Прохождение препятствий на рафте не представляет технической сложности; однако, безаварийное их прохождение на байдарках потребует значительного мастерства, как в высокую, так и в низкую воду. Прохождение маршрута на катамаране нецелесообразно: имеются одно крупное и целый ряд небольших озер, а многие пороги в случае низкой воды могут стать просто непроходимыми.

Хороших мест для стоянок на маршруте не очень много, однако, нам представляется, что аккуратное планирование похода и небольшой на данное время поток туристов на этой реке позволят избежать существенных проблем в этой области.

Дорога к месту начала маршрута сложна, и подъезд требует предварительного планирования; отъезд же, напротив, прост и удобен.

Описание маршрута

Начало маршрута и подъезд

Традиционная (описанная в книге А.Л.Шилова) начальная часть маршрута по р.Сума от оз. Шунозеро до оз. Пулозеро, по имевшейся у нас информации, маловодна, характерна болотистыми берегами, многочисленными завалами и некоторыми проблемами с местами для стоянок. Учитывая все эти факторы, а также продолжительность данной части маршрута (которая не позволяла уложиться в необходимый нам недельный срок), нами было принято решение не проходить этот участок.

Маршрут был начат от оз. Коросозеро, к которому имеется возможность подъезда, и которое короткой речкой Коросозерка сообщается с Пулозером. Переезд на машине от пос.Надвоицы до южной оконечности оз. Коросозеро в районе дер.Коросозеро занимает около 3.5ч. Дорога сложная, в особенности последние 15-20км после поворота на дер.Коросозеро (сильно разбитая лесовозная дорога).

Оз. Коросозеро и р. Коросозерка

Подъезд возможен к юго-западному заливу озера, не доезжая ~0.5км до дер.Коросозеро (имеется стоянка на поляне в лесу с выходом на песчаный пляж), а также к самой деревне, ранее заброшенной, но сейчас вновь обживаемой (можно разбить лагерь на лугу). Отсюда до залива в северо-восточной части озера, из которого вытекает р.Коросозерка, около 6км. На восточном берегу озера встречаются песчаные пляжи с местами, пригодными для стоянок. Следует держаться этого берега, так как исток реки очень узок, и его легко пропустить. Сама река также узкая, на ней имеется деревянный мост (обрушился, но сложности при прохождении не представляет) и два переката (очень мелководные; при более низком уровне воды может понадобиться проводка). По реке до Пулозера ~2.5км.

Участок от оз. Пулозеро до оз. Сумозеро

Оз. Пулозеро - достаточно крупное, но при рассматриваемом варианте маршрута всё оно остаётся южнее, и от устья Коросозерки до истока Сумы в северной части озера - около 3.5км хода.

Несколько хороших мест, пригодных для стоянок, имеются на южной стороне длинного узкого мыса в западной части озера (на северной стороне этого мыса на карте отмечена дер.Минино).

На выходе из озера у истока Сумы - множество небольших островов и запутанные протоки (указание точных ориентиров проблематично, для навигации рекомендуется использовать спутниковые фотографии местности).

После выхода реки из озера сразу следуют 3 порожка, разделенных короткими плесами (первые два - короткие шиверы с узким, но чистым ходом; третий - короткая мощная шивера со струей, бьющей в берег на крутом правом повороте). Далее, за широким и длинным (не менее 200м) плесом, следует порог Падун. Порог состоит из 4-х ступеней; первые три - короткие бурные шиверы с очевидным ходом (первые две - прямые, третья - на крутом левом повороте). После 3-ей ступени идет короткий плес (~50м) и слышен рев 4-й ступени, которую целесообразно осмотреть (путь по правому берегу), так как с ходу она не видна. 4-я ступень представляет собой бурную шиверу длинной ~500-600м с двумя поворотами (налево, потом направо), мощными валами, многочисленными обливными камнями и "зубьями" и многократными переходами струи. За порогом - крупный омут, из которого река уходит влево. На правом берегу имеется стоянка (достаточно закрытая и утоптанная).

Далее идет череда небольших ламбин (расширений) и коротких бурных шивер (7-8 шт.) Характерны ощутимыми перепадами уровня и тем, что ни одна из них не просматривается с наплыва. Ниже предпоследней из этих шивер - крупный омут, из которого река уходит влево; здесь имеется неплохая стоянка на высоком правом берегу.

Далее следует небольшое оз. Ильино (исток реки - точно на северо-восток), и за ним - вновь череда коротких бурных шивер (5-8шт.) такого же характера, как и на предшествующем участке. Затем река впадает в маленькое оз. Видозеро, берега которого очень сильно изрезаны (исток реки - в северо-восточном заливе). На выдающемся мысу восточного берега имеется место для стоянки возле избы. Сразу же за озером идет еще одна последовательность коротких шивер (3-4шт.), разделенных небольшими плесами, и - очередное небольшое озеро, оз. Корбозеро (несколько мелких островов; исток реки - точно на север). За этим озером следует последний на данном участке порог (3 короткие ступени-шиверы, разделенные короткими плесами, без поворотов; возможно, на этом месте была плотина, о которой упоминается в книге Шилова), и река впадает в широкую ламбину (не имеет наименования, хотя по размерам - не меньше предшествовавших "именованных" озер) с изрезанной береговой линией. Здесь следует держаться правого берега, чтобы не пропустить узкий проход в следующую ламбину. После выхода в нее с левой стороны становятся видны дома деревни Воренжа (полузаброшенная), а вскоре - исток реки и деревянный автомобильный мост над ней (дома дер.Воренжа находятся на обеих берегах реки). Миновав очередную ламбину с изрезанными берегами и несколькими мелкими островами (проход - точно на север) и полностью разрушенный деревянный мост река впадает в оз. Сумозеро.

Об участке реки ниже порога Падун имеется следующее общее замечание

Все препятствия на данном участке имеют одинаковый характер и не имеют четких ориентиров. Учитывая также то, что разделены эти препятствия не имеющими каких-либо ярких отличительных черт многочисленными ламбинами, плесами и небольшими озерками, приходится заключить, что однозначная идентификация препятствий этого участка крайне сложна (на наш взгляд, в ней нет и особой необходимости). Как следствие, не делается даже попытки использования наименований порогов, встречающихся в других источниках. Если имеется непреодолимое желание непрерывно знать свое точное местоположение, можно идти с постоянно включенным GPS-навигатором.

Участок от оз. Сумозеро до оз. Пустовское

Оз. Сумозеро - крупное; расстояние от устья до истока Сумы, если держаться мысов и островов восточного берега, составляет ~14км. Озеро красиво. Нами были отмечены следующие неплохие места для стоянок на нем:

- На маленьком острове в 1км севернее устья реки (северный из двух расположенных рядом островков);

- На песчаных пляжах, встречающихся на всем протяжении восточного берега озера; особенно живописна стоянка на остром, сильно выдающемся мысе восточного берега, отделяющем южный плес озера от основного;

- На песчаных пляжах на западном берегу острова Сумостров;

- На нескольких небольших островах, расположенных на траверсе округлого мыса западного берега (севернее которого уже начинается лабиринт проток, ведущих к истоку реки); особенно живописна стоянка на узкой песчаной косе островка, находящегося в центре этой группы.

В северной части озера, перед истоком Сумы - лабиринт из множества проток и небольших островов (указание точных ориентиров проблематично, для навигации рекомендуется использовать спутниковые фотографии местности). Непосредственно перед истоком реки на правом берегу видны лодочные сараи и остатки пристани, а при входе в реку - прямая гряда камней, пересекающая почти все русло (видимо, остатки плотины, о которой упоминается в книге Шилова). Практически сразу после этого начинается поселок Хвойный (жилой). В поселке - автомост, за которым идет небольшой плес и достаточно длинный порог (полноводная шивера с несколькими поворотами, длинной не менее 500м), по прохождении которого следует держаться правого берега, так как влево уходит глубокий и сильно изрезанный залив. Сразу же за правым поворотом начинается следующий порог, длинной не менее 1км (предположительно пор.Веттаха; мощная полноводная шивера).

Вскоре начинается озеро Монастырский омут, которое на озеро похоже мало, скорее - на лабиринт из замысловатой формы плесов и мелких островов (при прохождении рекомендуется очень внимательно сверяться с картой или со спутниковыми фотографиями местности). На высоком северном берегу крупного северного плеса озера имеется хорошая стоянка. После выхода из озера идут две мощные полноводные шиверы (первая - длинной не менее 600м с несколькими крутыми поворотами, вторая - длинной не менее 1км) и далее - череда плесов, разделенных короткими мощными шиверами (3-5 шт.). Река на этом участке часто поворачивает.

За широким плесом начинается поселок Лапино (жилой), в нем - автомост, за которым - еще один широкий плес. Далее русло резко сужается, а берега - повышаются. Вдоль берегов начинают встречаться остатки ряжевых стенок, сильно разрушенные. В месте сужения реки, на правом берегу - хорошая стоянка. За ней - порог на крутом правом повороте (предположительно пор.Низовский; короткая шивера, почти полностью залитая водой), ниже которого - также неплохая стоянка на правом берегу. Далее берега понижаются и следует несколько длинных полноводных шивер (2-4 шт.), разделенных прямыми участками с заметным течением. После длинного извилистого плеса река впадает в оз. Пустовское. Мест, пригодных для стоянок, на участке от пор.Низовский до оз. Пустовское замечено не было.

Здесь также можно отметить, что на участке реки от оз. Монастырский омут и до оз. Пустовское препятствия имеют одинаковый характер и не имеют четких ориентиров. Однозначная их идентификация затруднена, и для большинства порогов здесь не делается попытки использования наименований, встречающиеся в других источниках.

Участок от оз. Пустовское до пос. Сумпосад

Озеро Пустовское - небольщое, берега его сильно изрезаны, много небольших островов. Исток реки находится в южном заливе северо-восточного плеса озера и с ходу не виден из-за находящегося в центре залива острова (указание точных ориентиров проблематично, для навигации рекомендуется использовать спутниковые фотографии местности). На узком острове в центральной части озера и на острове в заливе у истока реки имеются стоянки (достаточно закрытые, но, на первый взгляд, удобные).

Сразу по выходу из озера, после крутого левого поворота реки, начинается длинный порог (мощная шивера длинной не менее 2км, насыщенная обливными камнями). За ним следует длинный плес, в конце которого, после связки из крутых правого и левого поворотов - два деревянных автомоста, второй из которых частично обрушился (при высокой воде его прохождение представляло некоторую сложность, так как уцелевшие пролеты находились слишком низко над водой, а над обрушившимся пролетом воды было совсем немного). Отсюда и до самого пос.Сумпосад на прямых участках реки заметно сильное течение.

Вскоре за мостами следует короткий бурный порог с двумя крутыми поворотами (правый/левый), а за ним - длинный плес, в конце которого - хорошая стоянка на высоком левом берегу (после пологого правого поворота и перед пологим левым), не доходя около 500м до следующего порога (предположительно, пор.Кривой). Ниже этого порога, на протяжении 1-2км, по левому берегу встречаются еще два места, пригодных для стоянок.

Данный порог и следующие за ним (3-4 шт. до начала пос.Сумпосад) имеют сходный характер: это - несложные шиверы, практически полностью залитые водой, часто - с гребенками на выходе и сильно разрушенными остатками ряжей по берегам. После этих порогов идет длинный плес, река делает крутой поворот на запад, а потом - вновь на север; здесь по левому берегу начинается поселок Сумпосад. Вскоре после появления первых строений поселка начинается бурная шивера, не менее 4км в длину, с несколькими крутыми поворотами; заканчивается она примерно в середине поселка, ~500м ниже деревянного автомоста.

Завершение маршрута и отъезд

Завершать маршрут целесообразно в поселке Сумпосад. Выход по р.Сума в Белое море и последующий переход к другому ближайшему пункту железнодорожного сообщения, поселку Вирма (~16км), теоретически возможен. Однако, следует иметь в виду, что на данном участке берега моря низкие, глинистые и заболоченные, а само море очень мелкое, и, соответственно, в отлив путь может существенно удлиниться за счет осыхающих перешейков между островами и берегом.

Поселок Сумпосад крупный, идет вдоль реки на протяжении ~7-8км. Завершать маршрут удобно у деревянного автомобильного моста, на полянке на правом берегу сразу за мостом. Деревянный автомост находится на ~400м ниже железнодорожного моста (непосредственно рядом с которым мест, удобных для выхода, нами замечено не было), и от него до станции около 1.5км по дороге.

Станция Сумский Посад находится на боковой однопутной ветке Беломорск-Обозерская. Ближайшая станция, на которой останавливаются поезда Мурманск-Москва и Мурманск-С.Петербург - это Беломорск. Добраться до нее (~100км) можно следующими способами:

а) электричками сообщением Маленга-Беломорск или Маленга-Кемь (ходит 1 раз в сутки; расписание придется узнавать на станции ввиду того, что оно периодически меняется);

б) автобусом Сумпосад-Беломорск (расписание узнавать на месте по той же причине);

в) автомашиной, договорившись с местными жителями.

Если в пос.Сумпосад будет иметься свободное время, следует обязательно сходить и посмотреть на порог Морской - он более чем стоит потраченного времени (см. ниже). До него от деревянного автомобильного моста - около 2км, на север по идущей по левому берегу реки через поселок дороге до бетонного автомобильного моста через реку (с него порог будет виден, он чуть выше этого моста).

Порог Морской

Данный порог является не только самым сложным порогом на р.Сума, но и, возможно, одним из самых сложных порогов на реках этой части Карелии. По нашему мнению, категорию можно оценить как IV+. Суммарный перепад составляет около 4м на 50м длины (оценка из книги Шилова).

В пороге река каменистым островом делится на протоки, и через левую из них к острову тянутся остатки разрушенного деревянного моста. Правая протока настолько мелководна и насыщена камнями, что непроходима даже при высокой воде. При высоком уровне воды прохождение порога левой протокой теоретически возможно, но, по всей видимости, при более низкой воде и она станет непроходимой.

Порог состоит из 3-х ярко выраженных ступеней с минимальным расстоянием между ними. 1-я ступень - заход в порог, узкий проход между двумя опорами моста на крутом правом повороте. 2-я ступень - мощный слив, заканчивающийся пенным котлом; 3-я ступень - также мощный слив. Каждый из сливов - около 1м высотой. Вход в эти ступени с наплыва не виден; при этом, выход из 2-ой ступени находится не напротив входа в 3-ю, а места для перестроения практически нет. Сразу после 3-й ступени идет мелководная гребенка, перегораживающая практически весь выход из порога.

По нашей оценке, безаварийное прохождение порога на байдарке невозможно. При прохождении порога на рафте риск также достаточно высок ввиду того, что следование 2-й и 3-й ступеней на столь небольшом расстоянии друг от друга создает высокие пульсирующие валы, расположение которых "плавает". В любом случае, уйти от мелководной гребенки на выходе также непросто (это относится и к гипотетической ситуации прохождения данного порога на катамаране).

При прохождении порога абсолютно необходим осмотр (по левому берегу) и крайне желательно наличие сигнальщика и страхующих с берега.

На острове в середине порога, под аккуратным навесом, экспонируется деревянное плавсредство, которое местные жители называют ботиком Петра I. Выяснением степени аутентичности и релевантности данного артефакта мы не занимались.

План похода

День 0 (Пт)

Посадка на поезд Москва-Мурманск (№382, отправление 20:45).

День 1 (Сб)

Прибытие в пос.Надвоицы в 19:00. Встреча с водителем. Дорога на автомашине от Надвоиц до оз. Коросозеро. Разбивка лагеря на берегу озера (юго-западный залив озера, не доезжая ~0.5км до дер.Коросозеро).

День 2 (Вс)

Сборы и старт.

Пересечение оз. Коросозеро и выход через р.Коросозерка в оз. Пулозеро.

Ходовое время - 3:10ч.

Обед на пляже на одном из мысов восточного берега оз. Коросозеро.

Лагерь на южной стороне длинного узкого мыса в западной части оз. Пулозеро.

День 3 (Пн)

Прохождение участка реки от оз. Пулозеро до оз. Сумозеро.

Ходовое время - 4:50ч.

Обед на стоянке после одной из шивер чуть выше оз. Ильино.

Лагерь на северной стороне небольшого острова в ~1км от места впадения Сумы в Сумозеро.

День 4 (Вт)

Пересечение оз. Сумозеро.

Ходовое время - 3:30ч.

Обед на песчаном пляже на острове Видостров.

Лагерь на небольшом острове в северной части озера (на траверсе выдающегося мыса западного берега).

День 5 (Ср)

Прохождение участка реки от оз. Сумозеро до пор.Низовский (ниже.пос.Лапино).

Ходовое время - 5:35ч.

Обед на стоянке в северном плесе оз. Монастырский омут.

Лагерь на стоянке за пор.Низовский.

День 6 (Чт)

Прохождение участка реки от пор.Низовский до пор.Кривой.

Ходовое время - 2:45ч.

Лагерь на стоянке выше пор.Кривой, обед там же.

День 7 (Пт)

Прохождение заключительного участка реки от пор.Кривой до пос.Сумпосад.

Ходовое время - 1:25ч.

Остановка сразу за деревянным автомостом в поселке Сумпосад на правом берегу.

Сборы. Обед. Переход на станцию Сумский Посад.

Прогулка по поселку и к порогу Морской. Ожидание электрички до Беломорска.

День 8 (Сб)

Переезд от ст.Сумский Посад до ст.Беломорск на электричке Маленга-Кемь (отправление 00:54).

Посадка на поезд Мурманск-Москва в Беломорске (№15, отправление 07:50).

День 9 (Вс)

Прибытие в Москву в 06:50.

Рекомендации

1. Дорога от пос.Надвоицы до оз. Коросозеро достаточно тяжелая и долгая, и целесообразно договариваться с водителем заранее, позвонив по телефону (по нашим оценкам, не каждый автомобиль способен преодолеть последний участок лесовозной дороги в случае предшествовавших долгих дождей; от водителя требуются мастерство и знание местности).

2. Следует подумать о защите рюкзаков во время заброски: дорога длинная и тряская, и в голых металлических кузовах фургонов или прицепов, используемых местными жителями, рюкзаки могут быть существенно потёрты, а вещи в них - повреждены. Можно захватить кусочки ковриков-пенок или что-то подобное.

3. На маршруте достаточно много участков, требующих повышенного внимания к ориентированию и тщательности в определении местоположения и направления движения. Наличие надежного (не "сувенирного") компаса и карты является абсолютно необходимым. Более того, на наш взгляд, даже наличие компаса и карты одного из распространенных масштабов (1:200 000 или 1:100 000) не всегда позволяет быстро и уверенно (т.е., без блуждания) находить путь на некоторых участках маршрута, так как реальная изрезанность береговой линии и количество островов/проток превышают уровень детализации карт указанных масштабов. Полезным будет распечатать спутниковые фотографии местности из программы Google Earth (загрузить ее можно здесь: "http://earth.google.com/" rel="nofollow"; координаты начала маршрута: 63°42'24.21"N, 35°14'47.84"E) - в частности, это полезно сделать для участков истока реки из озер Пулозеро и Сумозеро, а также для озер Монастырский Омут и Пустовское. На спутниковых фотографиях Google Earth четко видны даже совсем крошечные островки, мысы, протоки и т.п.

4. В свете сказанного в п.3 также полезным будет наличие GPS-навигатора.

Задать вопросы можно по следующему адресу: as7404470, далее собачка, далее mail.ru


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Лоция
31 августа 2022
Лоция по реке Янисйоки