13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Протяженность: 500 км, из них: 54 км - против течения, 7,5 км - волок.
Продолжительность: 25 дней.
Сезонность: июль-август.

До ст. Сонозеро Западно-Карельской ж/д можно доехать из г. Петрозаводска (поезд Петрозаводск-Костомукша) или из Санкт-Петербурга.
Если на ст. Суккозеро (остановка 40 мин.) не удастся договориться с машинистом состава об остановке поезда у моста через р. Чирка-Кемь, то придется идти до моста от ст. Сонозеро пешком 2 км. Места для сборки судов есть на обоих берегах.
Ниже железнодорожного - остатки деревянного моста, через 1,5 км короткий пор. №l. Далее после двух перекатов через 1,5 км пор. № 2, Затем после 6 км спокойного сплава - мощный многолетний завал. Обнос по набитой тропе левого берега длиной до 200 м (много места для стоянки), и на левом повороте пор. №3. Вскоре за ним мост, под которым довольно крутой пор. № 4. Дальше тянутся луга и через 2 км река входит в оз. Шулгоярви. На южном берегу озера есть хорошие места для стоянок: сосны с пляжами. Через 2 км - оз. Шулгоярви, после него в 4-х км ниже - пор. № 5 (на левом повороте) длиной 150 м. Далее 10 км плес с отсутствием мест, удобных для стоянки, на котором встретятся еще 2 завала (обносы по правому берегу, длиной до 100 м). Затем начинается 6 км участок порогов №№ 6-12. Пор. №6 длиной 100 м за ним - место для стоянки. Преп. №7 - мелкая шивера длиной 350 м. Через 300 м за правым поворотом пор. № 8 (Сухой) - шиверистого типа длиной до 300 м. На выходе требуется проводка. Пор. № 9 вдвое короче Сухого. Пор. № 10 (Грядовой - III к.сл.) расположен на правом повороте, в конце - слив более 1 м. Через 1 км после простого препятствия № 11 и, за правым поворотом пор. № 12 (Валунный - III к.сл.) длиной до 200 м (осмотр справа). У порога и после него на протяжении 5 км - хорошие места для стоянок. Ниже в русле - остров, проход удобнее по перекату справа, затем - последний на Чирка-Кеми завал. Обнос длиной 20 м - справа. Через несколько км - безымянное озеро, берега которого заболочены. В 1,5 км ниже - пор. № 13 длиной 300 м, затем несложные преп. № 14,15 и короткий крутой пор. № 16 с островом в русле. Здесь может потребоваться проводка. Через 3 км - небольшой перекат у острова, за ним - разбой, в нем - пор. № 17. Над ним - мост, правая протока мельче, далее река течет около 10 км до пор. № 18 (Сухой-2) длиной 1 км, в котором очень много мелкосидящих камней. Преп. № 19 идется без просмотра. Через 3 км слева находится залив со стоянкой на высоком берегу. 4 км ниже - несложный пор. № 20, затем ряжевая стенка и пор. № 21 (Ряжевой - III к. сл.), расположенный на правом повороте, длиной до 400 м здесь много камней и плит, на выходе - гряда с проходом под правым берегом. Ниже на реке несложные преп. № 22, 23. Через 2 км от последнего слева впадает р. Муезерка, по которой тоже можно плыть (от пос. Муезерского), куда легко доехать на том же поезде, что и до ст. Сонозеро. Следует иметь в виду, что при начале маршрута по Муезерке протяженность сплава уменьшится на 40 км при расходе воды в 2 раза меньше, препятствия несколько проще, но рыбалка лучше.
От устья Муезерки 10 км спокойной воды до оз. Момсаярви, на правом берегу которого есть стоянки на песчаных пляжах. За Калмозером река проходит под мостом у дер. Андронова гора (можно съездить в пос. Тикшу за продуктами) и через несколько км впадает в Челгозеро. На южном и восточном его берегах есть стоянки. На севере виднеется голая вершина Еловой горы, выход в реку слева от нее. До моста лесовозной дороги встретится несложный пор. № 24 (Нахко) и пор. № 25 (Лоухи-1). За мостом перекат и пор. № 26 (Хаудо: III к. сл) длиной до 100 м. Просмотр справа, выше есть место для стоянки, слева - остатки ряжевой стенки. Через 1 км связка порогов Кривой и Тахко (кар. "Жернов") - это наиболее напряженный участок р.Чирка-Кемь. Пор. № 27 (Кривой - IV к.сл.} длиной до 0,5 км расположен на левом повороте реки, справа - остатки ряжевой стенки (камни). Наиболее сложное место - мощная бочка в центре высотой до 1,5 м, обойти ее можно с любой стороны. В 300 м ниже расположен пор. № 28 (Тахко IV-V к. сл.) длиной до 200 м. Слева - ряжевая стенка и садки для форели. Высота основного слива порога - до 2 м, прохождение возможно и на байдарках, линия движения зависит от уровня воды: слева (в малую воду), либо через обливник справа (в большую воду). Просмотр и обнос (при необходимости)- справа, тут же за порогом есть место, пригодное для стоянки. На левом берегу расположена турбаза, в которой есть 2 бани - в них иногда пускают туристов. Ниже на протяжении 16 км тянется широкий плес с высокими берегами (оз. Тахко), на котором есть места, удобные для стоянок. В 2-х км после впадения р. Ледмы расположены пор. №№ 29, 30 (Ледмозерские - не выше III к. сл.}. Ледмозерский - 1: это шивера длиной до 150 м на крутом правом повороте, слева - ряж, осмотр - справа. Ледмозерский - 2: короткий порог со сливом более 1 м в сужении, слева - гряда камней. Ниже есть неплохая стоянка. Вскоре одна за другой слева впадают 2 реки, вытекающие из оз. Нюк - Хяме и Растос. В этом месте хорошие стоянки с песчаными пляжами и рыбалкой. После 8 км плеса - пор. № 31 (Кильбс) шиверистого типа длиной 250 м, затем перекат и несложный пор. № 32 (Омос). Через 1,5 км пор. №33 (Никутный - III к. сл.) длиной 300 м, который имеет ряжевую стенку по правому берегу и метровые валы в струе. Осмотр - справа, за порогом - изба. Далее на реке простые пороги № 34 (Битуш), № 35 (Pyax), № 36 (Железные ворота), № 37 (Островной), № 38 (Вигитус), № 39 (Грядовой-2), № 40 (Ручей). Между двумя последними порогами справа есть стоянка. Следующий пор. № 41 (Плоха). Через 100 м - пор. № 42 (Рокконен III-IV к. сл.). В центре довольно мощная бочка высотой до 1,0 м, далее - валы до 1,5 м. На левом берегу - ряжевая стенка, на правом - каменная коса. В 1,5 км ниже - в русле большой остров с красивыми берегами. Хорошая стоянка есть перед входом в правую протоку, которая заканчивается крутым маловодным порогом. Слева от острова - короткие пор. №№ 43-45 (Сосновые - II к.сл.). Далее на реке несложные пор: №№ 46-48 и островной разбой (Сотые острова). Ниже простой пор. № 49 (Елисей) и безымянный пор. № 50. Затем пор. № 51 (Олений - до III к. сл.) длиной около 1 км с изобилием камней и плит. Ниже пор. № 52 (Лоухи-2), потом перекат, за которым пор. № 53 (Горшок - Ш к.сл.) длиной 200 м, с валами высотой до 1 м. По обоим берегам - ряжевые стенки, левая прорвана. В малую воду входу в порог мешает множество мелкосидящих камней, в большую их нет, а поток имеет 3 прохода. Далее до Юшкозера по берегам встречаются невысокие лесные террасы с сосновыми борами. От пор. № 53 остается 1,5 час сплава до пос. Борового, расположенного в 0,5 км слева от реки. От пляжа с лодочными сараями, расположенного перед двумя мостами (шоссейным и ниже ж/д) 1,5 км до ж/д станции через поселок (можно доехать на а/транспорте). В Боровом часто заканчивают маршрут группы, начинающие сплав от ст. Сонозеро или пос. Муезерского. Отсюда можно уехать в Петрозаводск, либо Санкт-Петербург. Под ж/д мостом короткий пор. № 54 (Оври). По левому берегу идет дорога в пос. Юшкозеро. Через 3 км - короткий пор. № 55 (Нилас-Кошки) со сливом в правой протоке, до пос. Юшкозеро - 18 км. В поселке - магазины, почта, баня и конечная ж/д станция линии Петрозаводск-Юшкозеро. От пор. № 56 (Хеути) через 3 км находится мощный пор. № 57 (Коран-Кошки III-IV к. сл.). Ориентир входа - начало ряжевой стенки на правом берегу, откуда и просмотр. Далее 4 км плес, после которого оз. Суопас-Салми, на правом берегу - остатки брошенной деревни. Выше в р. Кемь слева по ходу впадает р. Кепа, а справа - р. Сопа, оканчивающаяся в своем низовье оз. Паукалиярви (сложное ориентирование) с удобными местами для стоянок. В конце этого 3 км озера группа попадает в р. Сопу, шириной в устье около 30 м, есть сухие лесистые берега, дальше - луга, часто подболоченные.
Первые 7 км проходятся легко, надо лишь на 5-м км придерживаться правой стороны, чтобы не войти в правый приток р. Сопы (слева по движению), до избушки справа от устья - час хода. За деревянным мостом (1,5 час хода от избы) начинаются перекаты. Река сильно петляет. Выше - низкий мост на лесовозной дороге, требующий обноса. После моста можно подниматься на веслах еще 1,5 час. Далее необходим обнос мелких перекатов и деревянной плотины, обнести удобнее по лесовозной дороге, идущей по левому берегу. Выше предстоят обносы у остатков строений экспедиции (до 300 м справа) и у избы (до 1 км слева). Затем плес, перекат, ущелье и лоток. В 35 км от оз. Паукалиярви нужно войти в правый приток р. Сопы (левый по ходу) - в р. Шобу длиной 15 км, вытекающую из одноименного озера. При движении вверх по р. Сопе и Шобе надо внимательно следить на развилках за направлением и скоростью течения, мощностью потока и выбирать более полноводные водотоки, чтобы не войти по ошибке в приток. Несмотря на небольшую длину, р. Шоба значительно более трудоемка из-за множества мелких перекатов. Наиболее живописный участок Шобы - 2 небольших омута в 300 м ниже по течению от оз. Шоба, которые окружены высокими (до 20 м) скалами, поросшими соснами. Шобинские озера, состоящие из Нижней, Средней и Верхней Шобы имеют максимальную ширину до 300 м и длину более 16 км. Здесь хорошая рыбалка. Озера отделены друг от друга короткими протоками шириной до 10 м.
Обнос, до 350 м в оз. Н.Шобское, до места начала волока за избой связиста (на берегу слева) - час хода на байдарке по озеру. Расстояние от первого старого моста до начала волока на оз. Н.Шобском около 52 км, в том числе обносы - до 3,2 км. Время прохождения - 3 дня. После Шобинских озер маршрут может продолжаться по одному из трех вариантов:
- по основному, приемлемому при низкой воде (описан выше)- волок начинается из северно-западной части Н.Шобы и проходит по старой тропе вдоль телефонной линии. Через 8 км тропа подходит к Воингозеру, из северо-восточной части которого вытекает р. Воинга длиной 25 км, мелководная, но вполне проходимая, впадающая в р. Чуруж.
- второй вариант выхода из Шобинских озер целесообразен только при высокой воде. Волок начинается от р. Ланьки, впадающей с востока в оз. В.Шоба, в 2,5 км от крайней юго-восточной части. Длина волока - 3 км, но вариант более трудоемкий и заканчивается сплавом по р. Лобаш, впадающей в узкий извилистый юго-западный залив Кевятозера, а далее (при желании) возможен сплав по р. Охте.
- третий вариант предусматривает выход в самую юго-восточную окраину оз. В.Шоба, куда впадает р. Шобинка. Окончание похода в данном случае - после сплава по р. Тунгуда, у а/дороги Москва-Мурманск и далее до ст. Идель или Кочкома.
По основному варианту волок проходит вдоль линии связи по тропе. Болота местами трудны для прохождения. Конец волока на берегу Воингозера (столб № 17), здесь еще одна изба связиста. От оз. Н.Шобского до Воингозера около 75 км, примерно 10 ход. час. Воингозеро длиной до 8 км, а шириной до 3 км. Берега поросли лесом, местами низкие, заболоченные. На высоком северо-восточном берегу близ истока р. Воинги несколько изб. От избы связиста до истока р. Воинги по озеру 8 км, время прохождения 1,5 час. Р. Воинга начинается с переката, сначала она узкая и мелкая. Через 40 мин сплава река проходит через озеро, по пути много поворотов, излучин, перекатов, камней. По берегам - тайга. Недалеко от устья - брошенный пос. Савня. Впадение Воинги в р. Чуруж малозаметно, ширина Воинги у истоков 2-3 м, в устье 5-10 м; протяженность ее до 30 км, ход. часов - около 6. Р. Чуруж у устья Воинги имеет ширину до 30 м и высокие крутые берега. На первом участке несколько перекатов, слева - брошенный поселок. От устья Воинги до Охты р. Чуруж имеет длину 20 км, время прохождения - до 4 час. Место впадения в Охту - 2,5 км ниже Муеозера, на одном из островов которого имеется импровизированный музей туристского творчества. На Муеозере можно посетить также Троицкий остров, в его восточной части находится архитектурный памятник - часовня Спаса-Нерукотворного, построенная в XVII веке. Р. Охта представляет собой цепь озер, соединенных между собой протоками, река глубокая, течение медленное, пор. №№ 58-80 нетрудные, берега низкие и сырые. После спокойного участка три простых порога, после которых начинаются болота, и сухих стоянок нет до Юлеозера. Основная протока в следующее - Алозеро - мелкая (суда можно провести по ней лишь в большую воду), поэтому идти приходится более длинной протокой - на восток через оз. Ригрека. Войдя в Юлеозеро держаться правого по ходу берега, а в протоке (юго-восточный угол озера) придерживаться левого (северного) берега. На выходе из Алозера, находящегося в северном его конце, - плотина, шум ее слышен издалека, препятствие надо осмотреть (за плотиной пор. № 64). Ниже после нескольких несложных препятствий Охта разливается и поворачивает вправо, где открывается простор оз. Лежево. Дальше есть два пути - короткий, через зарастающее оз. Терос и Пебозеро и более длинный (на 20 км) по Средней Охте, где есть один пор. Кехань, длиной 150 м, требующий просмотра, непроходимый в малую воду. Для преодоления Средней Охты надо пройти оз. Лежево вдоль. При более коротком пути озеро пересекается поперек (на северо-запад), на выходе - очередная плотина. За оз. Терос - три порога, обрамленных ряжевыми стенками, проходимые по главной струе. Их названия: Мельничный, Тернопорог и Пебозерский. Наиболее опасен последний (№ 67). В большую воду здесь образуется опасный прижим под ряжевую стенку на правом берегу. Выйдя в Пебозеро, надо пересечь его на север, где находятся остатки брошенной деревни. Пебозеро переходит в большое и красивое оз. Воронье с изрезанными скалистыми берегами, с островками, поросшими соснами. На озере много удобных для стоянки красивых мест, его надо пересекать поперек (на север). На выходе из Вороньего - плотина - последняя на маршруте, с довольно мощным двухступенчатым сливом. За плотиной 2 порога - Безымянный и Олений (№ 69), за которыми Охта впадает в мелкое и длинное Корнизозеро, последнее на маршруте. За озером начинается Нижняя Охта - наиболее технически сложная часть реки. Два небольших островка на выходе из озера надо обходить слева. У первого - простой порог, а у второго - сложный Пичепорог (№ 71) длиной 400 м. Просмотр удобнее справа, при прохождении приходится пересекать струю, уходя от камней. В конце препятствия ловится хариус. После несложного пор. № 72 (Кожаного) за поворотом реки под прямым углом налево - пор. № 73 (Ойнагайне) длиной 100 м с мощным водосливом и стоячими валами в центре высотой до 1,5 м. Его необходимо просмотреть при прохождении в малую воду на байдарках, до этого порога местные жители иногда поднимаются на моторках против течения, обнося наиболее сложные пороги.
Через 2 км ниже на реке очередное препятствие - Лоуна-порог № 74 длиной 400 м, требующий просмотра в малую воду, при которой порог имеет входную шиверистую часть и выходной слив между двумя рядами каменных плит. До пор. Хэмег остается 3 км, на которых расположено два простых препятствия сразу за Лоуна-порогом. В Хэмеге (просмотр слева) - мощный слив на выходе делится на 2 части, основной проход - под левым берегом, далее Охта разливается, образуя глубокий омут, за которым русло сужается и река уходит в скалы, откуда слышен шум пор. № 76 (Кивиристи - "каменный крест" с финск.). Это наиболее сложное препятствие маршрута V к. сл., состоящее из трех ступеней. Первая - чистый слив, за которым следует водопад высотой до 4-х м в узком (до 8 м) ущелье со стенами 20 м высотой. Третья ступень-каньон длиной более 100 м, расположенный сразу за водопадом. У стен каньона - косые отбойные валы (от острых скальных выступов) высотой до 2 м. Проход - по основной струе. В зависимости от опыта группы и уровня воды при сплаве на байдарках надо обнести водопад, либо водопад со следующим за ним каньоном по широкой тропе левого берега, длина обноса водопада - менее 100 м. Через 1 км ниже Кивиристи после трех несложных препятствий следует просмотреть Печкопорог (№ 77) длиной около 500 м. Входной слив поделен на три части, проходимость которых зависит от уровня воды. Выходная часть порога с обилием камней в русле имеет характер шиверы. Ниже на расстоянии около 10 км до низкогабаритного моста можно плыть без разведки. От моста на протяжении 6 км спокойный участок, а затем Тетюрин-порог (№ 78), образованный мощными каменными наклонными плитами, направленными уступами навстречу потоку. По левому берегу - удобная тропа для обноса длиной 100 м. После Тетюрина через 3 км несложный Курна-порог (№ 79) и еще через 1 км - Охта-порог длиной до 300 м (№ 80 - IV-V к. сл.). Прохождение его облегчается в большую воду. Препятствие требует точного захода и маневров на всем протяжении между камнями и стоячими валами высотой до 2 м. Справа есть тропа длиной 200 м, удобная для обноса. Охта-порог - последний на маршруте, за ним река широкая и спокойная, по берегам полоса затопленного леса - следствие подпора Подужемской ГЭС. Лесосплав по Охте прекращен в 1966 г. Выйти в Кемь и идти в Подужемье с июля (начала сплава леса по р. Кемь) ранее было сложно. От ГЭС в Подужемье (раньше здесь был крупнейший в Карелии пор. Вуочаж) ходит рейсовый автобус до ж/д вокзала г. Кемь.
Примечание: В настоящее время возможна заброска на Среднюю Охту из пос. Боровое наемным автотранспортом.
Литература: 1, 4, 8, 9, 10, 11.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В. "Популярные водные маршруты". Тула, 2001.

Сканирование и обработка: Михаил Трусков, Тула - 2001.