13 января 2013
Год путешествия: 2005
Автор: Дмитрий Куликов (Москва)

Маршрут: Станция Кяппесельга – Шайдомозеро - река Шайдомка – Лижмозеро - Средняя Лижма – Кедрозеро - Станция Новый Поселок .
Поход на байдарках

Участники похода: 9 человек взрослых, 1 ребенок, 1 собака – русская борзая.
Протяженность: 80 километров.
Участники похода и плавсредства: Ольга, Игорь, русская борзая Лиза на Таймени-3; Лена, Игорь, Дима на Таймени-3; Юра, Слава, Аня на Неве-3; Дима, Лена на Неве-3.

На Мурманском поезде № 392 29 июля в 20-45 выехали из Москвы.

30 июля в 14-00 прибыли на станцию Кяппесельга (фото). На станции довольно легко поймали машину (как потом оказалось водитель постоянно встречает туристов и подвозит их до озера) (фото). Все вещи и люди были перевезены за два заезда. В то время как первая партия людей и снаряжение были отправлены на Озеро, к нам на станции подошел мужчина из другой группы туристов и спросил по какому маршруту мы собираемся плыть. Когда он узнал, что мы плывем по тому же маршруту, по которому они планировали плыть, он нам сообщил, что пройти дальше Шайдомозера практически невозможно, т.к. на реке Шайдомке построена плотина… бобрами. Мы были очень заинтригованы и не поверили, что мы не сможем победить бобров. Но некоторые сомнения оставались. Некоторые члены группы предлагали доехать до Лижмозера, это означало не только сократить маршрут, но и признать свое поражение перед бобрами. Так что азарт и жажда приключений заставили нас идти по намеченному маршруту.

Таким образом, решение было принято, байдарки собраны и мы отправились в путь. Кстати, место для сбора байдарок удачное (фото).

Примерно, в 18-30 мы на 4-х байдарках отплыли. Погода была хорошая, светило солнце. Озеро было спокойное. (фото) Проплыли между двумя островами, между которыми проходила гряда из камней. Минут через 40 после отплытия от берега увидели хорошую стоянку. Мы ее исследовали. Стоянка нам понравилась. Там был стол, песчаный пляж, места для палаток достаточно. Но мы решили плыть на Лижмозеро и встать там.

Через полчаса после захода в реку Шайдомка уткнулись в бобровую запруду, параметры которой были следующие: 10 метров шириной, около 1 метра высотой. Она была сооружена из веток и грязи (фото).

Время было позднее и мы решили вернуться на ранее осмотренную стоянку. Около 21-00 мы «бросили якоря». На стоянке прекрасно разместились 6 палаток. Поужинали в 24-00. Так как стоянка была размещена напротив деревни Шайдома, примерно в 3 км , мы решили ночью устроить дежурство, чтобы всегда быть готовыми к встрече местного населения. Разошлись по палаткам, примерно, в 2-00 часа ночи. Первыми осталась дежурить молодежь: до 3-00 часов ночи (фото). Далее дежурили по часу взрослые. Так как сон был разбит дежурством встали поздно. В 11-00 позавтракали. После завтрака 5 человек на двух байдарках ушли исследовать плотину. Остальные нашли занятия по интересам. Кто-то ловил рыбу, кто-то загорал. В лес идти не было смысла, так как остров был маленький и лес был сухой без грибов и без ягод. Улов был небольшой, поймали несколько окуньков, одного рака. Через шесть часов вернулись исследователи бобровых плотин. Они нас обрадовали тем, что прорубили две плотины, дошли до шиверы и вернулись обратно (фото). За ужином мы приняли единственное для нас верное решение: плыть вперед. Во вторую ночь решили не дежурить, так как нужно было набраться сил для трудного и неизвестного маршрута.

В 10-00 был подъем, в 11-00 завтрак. В 14-45 отплыли. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что плотина была бобрами восстановлена.

Плотину пришлось разбирать заново (фото). Через плотину байдарки проводили вручную. Через 100 метров провели байдарки еще через одну плотину (всего на реке было около 3-5 плотин, требующих проводки). Далее в байдарках осталось по одному человеку для дальнейшей проводки лодок (фото). Остальные пошли по лесу. В лесу по левому берегу реки шла тропинка. Через 10 минут на пути байдарок оказалось поваленное низко лежащее над водой дерево, которое можно было преодолеть только лежа. Дальше пошла шивера (около 1,5 километра ), которую из-за обмелевшей реки невозможно было проплыть. Лодки встали (фото). Начали переносить вещи по левому берегу реки вперед по течению по тропе. Путь продолжался, примерно, 1,7 километра. Шли минут 20. В лесу было много черники. Тропа закончилась. Она вывела нас к реке. Вещи решено было оставить здесь до прихода лодок.

В то время как почти все члены группы переносили вещи по лесу, у лодок остался один дежурный. Это было правильное решение, так как через несколько минут вода быстро прибыла и течением понесло лодки. Дежурный быстро «разрулил ситуацию». Вернувшиеся повели байдарки по шивере (фото). Местами можно было плыть, местами приходилось выходить из лодок и вести их среди камней. Дальнейшее путешествие по реке Шайдомке омрачил сильный дождь. Все вещи и люди промокли «до нитки». После воссоединения экипажей по реке прошли нормально до озера Лижмозеро. Члены группы, которые плыли в первой байдарке, видели очень много бобров, которые «бросали свои важные дела» и уплывали от лодок.

По правому берегу озера сразу у устья реки нашли просторную с песчаным пляжем стоянку. Весь переход занял у нас 6 часов (фото).

Стоянка на 3 балла. Было кострище и баня. Вечером отдыхали и сушились, так как много вещей промокло от проливного дождя, который застал нас на маршруте (фото). Остались на ночевку. Утром решено было остаться на этой стоянке. Стояли на ней 1 день. Ловили рыбу и ходили в лес за грибами и ягодами (фото). Готовили дрова для бани. Рыба ловилась хорошо. Грибов и ягод было очень мало. Вечером испекли блины. Устроили отличную баню (фото). За ужином праздновали день рождение с блинами и джемом (фото). На 2-ой день перебрались на стоянку, которая находилась рядом на этом же берегу. Стоянка на 4 балла. Решено было остаться еще на 2 дня. Рыбалка была очень хорошая. Варили уху и жарили рыбу. Вечером сделали баню еще раз.

В назначенное время отплыть не удалось, так как был сильный ветер и поднялась большая волна (фото). Стихия бушевала целый день. После дождя вид озера и неба был великолепен. Сразу две радуги засияли над озером (фото).

На 5-ый день нам удалось отплыть. День был солнечный и спокойный (фото.) Мы проплыли 7 километров на юго-восток по Лижмозеру до устья реки Средняя Лижма и остановились в березовой роще на мысу напротив рыбацкого поселка. Стоянка на 2 балла. Наша молодежь решила не изменять своим традициям и поплыла к берегу, чтобы потом отбыть в магазин. Он находился в поселке Кяппесельга в 10 километрах от устья Лижмы. Путь пролегал по тропе по болоту. Была суббота. Не успели мы расставить палатки и распаковать вещи, как к нам нагрянули нежданные гости из местного населения с ружьем и бутылкой спирта. Местное население отмечало выходной. Местные мужики нас постращали разными неприятными историями. После этого пришлось отправить за молодежью взрослых. Опустошив свою бутылку, местные еле дошли до своей лодки и отчалили. Они долго дрейфовали около противоположного берега. После их рассказов мы решили быстро покинуть это место. Но нас сдерживало отсутствие части команды, отбывшей в магазин. Они вернулись, примерно, через 5 часов и было уже темно. Отплыть нам не удалось. Остались на ночь. По очереди дежурили до утра. Все было спокойно. Но утром те же люди, протрезвев, приплыли снова, но уже на чашку кофе. С утра они искали пропавшее где-то ружье, которым очень дорожили. На этом наше общение с ними закончилось. Два дня стояли на этой стоянке. Рыба ловилась хорошо, но мелкая.

Дальше наш маршрут пролегал по реке Средняя Лижма. Путешествие по реке произвело приятное впечатление. В первой трети реки на вершине сосны увидели большое соколиное гнездо (фото). Над ним кружил сокол. Река постоянно петляла, течение небольшое. Берега живописны. На пути встречались топляки и поваленные деревья, которые легко было обойти. В средней части реки встретился первый перекат. Его прошли легко. Следующие два оказались более сложными и длинными перекатами, примерно, метров по 200 (фото). Их мы заранее осмотрели и прошли с нагруженными лодками без особых проблем. Четвертый и пятый перекаты были короткими и легко проходимыми. После этого до самого устья река была спокойная. На реке есть места для ночевки. Между порогами ловили рыбу. В устье реки есть две стоянки. Первая - на левом берегу перед раздвоением реки. Вторая – по правому рукаву на высоком мысе перед входом в Кедр озеро. Обе стоянки были заняты. Но туристы на первой стоянке оказали нам любезность, предложив место ночевки, так как было уже поздно. Стоянка на 4 балла. Есть кострище, много места для палаток, но с кочками. Не очень удобное место для купания, илистое дно (фото). В лесу было очень много черники (фото). Рыбалки не было из-за жары. Решили остаться на этой стоянке еще на один день и закончить поход переходом через Кедр озеро до станции Новый Поселок. Но в намеченный день уплыть не смогли, так как на озере разыгрался настоящий шторм, были очень сильные порывы ветра. На следующий день ветер не прекратился. Волна на озере была высокая, примерно, метр. Решили плыть. Переход был очень тяжелый. Гребли не переставая. Приходилось бороться с волной и ветром. До Нового Поселка доплыли за 2 часа (фото).

10 августа в 14-40 на станции Новый Поселок сели в поезд Мурманск-Москва и поехали в Москву. Опять же не без приключений, так как иногда проводники на таких маленьких станциях почему-то не открывают дверь нужного нам вагона. Пришлось начинать загружаться через соседний вагон. Но все вещи были погружены и мы благополучно доехали до Москвы (фото).

Наш поход закончился.

P. S. Краткое резюме маршрута.

Среди положительных моментов можно отметить большое количество пойманной рыбы, много ягод самых разнообразных – черника, костяника, шиповник, морошка; туристов на данном маршруте не очень много; дров было очень много на каждой из стоянок; озера на маршруте небольшие, но нам все-равно досталось от ветра и волны; данный маршрут рекомендуем для семейных групп, предпочитающих ненапряженный отдых с небольшими элементами приключений. Отрицательным моментом является наличие магазинов в радиусе досягаемости.

Поход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдаркахПоход на байдарках