Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчет о водном туристском походе II к.с. по Южной Карелии

Даты похода: 11-15 июня 2009 г.

Маршрут похода: г. Москва - г. Петрозаводск - оз. Суоярви - р. Суойоки - р. Шуя (южная) - п. Соддер - г. Петрозаводск - г. Москва

Руководитель: Рычков В.В. (Москва)

Автор: Владимир Рычков (Москва)

Работы Владимира Рычкова

1. Общие сведения о походе

2. Подъезд и отъезд

Заброска

11-12 июня: поезд №382 Москва - Мурманск до г. Петрозаводск (отправление 20:45, прибытие 11:07), далее 180 км на а/м "Газель" с прицепом частного перевозчика (+7 921 2270338 Александр) до моста, расположенного у истока реки Суойоки из озера Суоярви.

Выброска

14-15 июня от моста перед поселком Соддер на той же "Газели" до вокзала в Петрозаводске (130 км), далее поездом № 017 ("Карелия") Петрозаводск - Москва (отправление 19:00, прибытие 08:57).

С перевозчиком договаривались заранее, его услуги обошлись значительно дешевле предлагаемых фирмами-перевозчиками.

3. Варианты аварийного схода с маршрута

  1. Автомобильный мост у деревни Суойоки (Внимание! Местный участковый предупреждал, что останавливаться возле этой деревни небезопасно!)
  2. Автомобильный мост возле деревни Хауттавара (там много групп начинают маршрут по Ю.Шуе)
  3. Плотина Игнойльской ГЭС (туда подходит дорога из Новых Песков)

4. Список участников похода

Экипаж Ф.И.О.
1 НБ «Викинг-4,7» Рычков В.В. (руководитель)
«Флагман» Островская И.С.
2 НБ «Викинг-4,7» Потитня А.Е.
«Обжорка-2» Борисова О.А.
3 КНБ «Варзуга» Минаев С.А.
Минаева А.И.
4 КБ «Вьюн-К» Тютвин П.И.
«Моторная лодка» Акинфиев А.В.
5 КБ «Свирь-К» Беспалов А.А.
Пимонова В.В.
6 НБ «Смена-1» Ерохин В.Ю.

5. Основные препятствия

Порог К.с. Ориентиры Характеристика
Куст 1-2 ЛЭП над рекой, на выходе из озерка остров, слышен шум. Падение ощутимо, в русле крупные камни. Заход чуть правее центра, потом резкий маневр влево (в левую от острова протоку) и вправо, обходя камни. Просмотр желателен, но неудобен – берег зарос кустами. Длина порога 50-70 м.
Грива 2-3 Четких ориентиров нет! Нужно считать шиверы после порога «Куст», третья по счету и будет входная ступень «Гривы». Просмотр справа. Длина 100-120 м, два поворота, за вторым (правым) поворотом косая бочка на 2/3 русла от левого берега. Оптимальная (по средней воде) линия прохождения – по пологому сливу у правого края бочки. За порогом озерное расширение, вдалеке виден мост.
Рыжик (Суойокский каскад) 2 Автомобильный мост у деревни Суойоки. Три ступени. 1-я - простой перекат 50 м, за ним надо чалиться справа для просмотра 2-й ступени с моста. 2-я ступень 200-250 м. Линия движения очевидна - заход правее центра, мощный слив под мостом, далее валы и камни, плавный левый поворот. 3-я ступень – короткая (50 м), мощная шивера за резким правым поворотом.
Медвежий (Малый Кеняйкоски) 2 Слева скальный берег с хорошей стоянкой, слышен шум. Просмотр слева. Мощный локальный слив с подковообразной бочкой в левой половине русла (при желании легко обходится справа). Бочка – удерживающая. На выходе камни. Длина 100 м.
Олененок 1-2 После выхода из озера Шуясалма. Появляется течение, видны валы. Длинная (700 м), простая шивера с валами и тремя поворотами. Огромный плоский обливняк на выходе (с воды виден плохо). За порогом озеро с хорошей стоянкой.
Сизовский (Угрюмый) 2-3 Расположен на правом повороте после круглого омута. Скалистые берега. Слышен шум. Мощный слив в скальном сужении. Плиты через всю реку. Просмотр с обоих берегов. У правого берега камни на поверхности. В центре два ярко выраженных языка, между ними пенный котел. Проходить лучше по левому языку и далее по гребенке валов, уходящей к правому берегу. Сразу за сливом слева в улове удобно ставить страховку. Общая длина 200 м.
Островной (Собачий) 2 Острова делят русло на три протоки, видно падение, слышен шум. Левая протока – мелкая, проходима только в паводок. В центральной протоке струя бьет в скалу острова, есть прижим. В правой протоке – замысловатая линия движения (с двумя резкими поворотами на 90 градусов). На острове красивая (но без дров) стоянка.
Кеняйкоски 3 После плотины ГЭС, за озерным расширением. На левом берегу памятная табличка. Просмотр с левого берега. Три ступени. 1-я ступень – несложная разгонная шивера (200 м) с небольшой бочкой у левого берега и каменистыми островами посередине. Проходить слева, в конце, смещаясь ближе к центру. 2-я ступень начинается с небольшой бочки в центре, сразу за которой следует двухметровый слив с плиты, через все русло. Есть несколько вариантов захода, но бочку на выходе удобнее обходить слева. Бочка – удерживающая. В русле много очень острых камней. Наиболее «выдающиеся» из них образуют заметных «петухов», что позволяет корректировать траекторию движения. Заход в слив осложнен сильным боковым сносом. С наплыва ничего не видно. Необходима установка сигнальщика. 3-я ступень после левого поворота – простой участок быстротока с вальчиками. Страховка в пороге затруднена из-за ширины русла (100 м).
Мал.Валойне 1-2 Островок с деревом в озерном расширении. Впереди видна ЛЭП. Короткий (80 м) прямой слив в сужении. В центре – красивый вал. Просматривать нет смысла. Линия прохождения очевидна.
Сарикоски 2 После плеса остров делит русло на две протоки. Идти левой. Заход правее центра, затем слив с валами в центр и два резких поворота вправо и влево, обходя гряду камней. На острове хорошая стоянка. Длина 100 м. Хороший тренировочный порог.
Кумио 2-3 Каменные «лбы» по обоим берегам, слева – хорошая стоянка. Слышен шум. Просмотр слева. Две ступени. 1-я проходится вдоль высокого правого берега. Мощная струя, высокие валы, на выходе проносная бочка. Далее – небольшое улово, где нужно перестроиться чуть левее. Справа – косая бочка и прижим к скале правого берега. В центре (чуть левее) – длинная гребенка валов. За порогом – озерное расширение. Общая длина порога 300-350 м.

6. График движения

Указано ЧХВ (чистое ходовое время) без учета просмотров и поочередного прохождения наиболее сложных порогов со страховкой. Темп движения - высокий.

7. Техническое описание

С момента стапеля до заранее оговоренного времени выброски у нашей группы было ровно 46 часов, за которые необходимо было пройти 84 км с преодолением 25 препятствий (предположительно - 3 из них 3-й к.с. и 8 - 2-й к.с.). Поэтому темп движения на плесовых участках - высокий. Для прохождения порогов была определена следующая стратегия: во главе кильватерного строя (на порогах 1-й и большинстве порогов 2-й к.с.) шли наиболее опытные участники (В.Рычков и В.Ерохин), в дальнейшем осуществлявшие страховку остальных участников и определявшие для них оптимальную линию прохождения. Пороги 3-й к.с. и несколько порогов 2-й к.с. проходились в том же порядке после просмотра и постановки сигнальщиков (при необходимости). На ключевых порогах "Сизовский" и "Кеняйкоски" для прохождения первого экипажа воспользовались страховкой других групп на катамаранах-4. Все байдарки были снаряжены фартуками и юбками, в каркасных байдарках были установлены надувные емкости непотопляемости, все участники похода использовали средства личной безопасности (гидрокостюм, спасжилет, каска).

12 июня

Место для "стапеля" за мостом на левом берегу.

Первый порожек с каменистым островком и замысловатой линией движения был чисто пройден только тремя экипажами. Остальные, несмотря на мои отчаянные сигналы, "ломанулись" по прямой и уселись на камнях.

Здесь необходимо заметить, что из участников похода только одна девушка не имела опыта сплава по маршруту второй категории сложности, а весной все участвовали в тренировочных ПВД на паводковых реках (Беспута, Вашана, Б.Сестра…). То есть, приемам управления байдаркой экипажи были обучены, ошибки объясняются малым опытом сплава в порогах большой ширины, где нужно точно выбирать оптимальную линию прохождения.

Порог "Куст" уже был пройден лучше, хотя там потребовалось маневрирование на струе. Следующие две шиверы были пройдены чисто, что заметно расслабило всех членов группы, включая и опытных водников. Поэтому в порог "Грива" влетели без просмотра, кильватерным строем. Четких ориентиров здесь действительно нет. Порог начинается легкой разгонной шиверой, уходящей за поворот. Самое интересное место, требующее предварительного просмотра, здесь находится на выходе, уже после второго поворота. Это - мощная, подковообразная бочка на 2/3 русла. Справа от бочки ярко выраженный пологий язык, но чтобы точно в него зайти, надо вовремя перестроиться правее. Можно также обойти бочку слева у берега на "отрицательной" скорости.

Первой в бочку "вписалась" "Смена" и, несмотря на опыт капитана, кильнулась. Следом бочку пробила "Моторная лодка", отбуксировавшая затем "Смену" с самосплавщиком к берегу. "Флагман" прошел по языку и встал на страховку возле бочки. Экипажи "Варзуги" и "Свири" не успели вовремя перестроиться и зацепили край бочки. "Варзуга" "легла", а "Свирь" устояла на крене и занималась буксировкой "аварийщиков". Замыкающей шла "Обжорка", ее экипаж успел уйти вправо, но ушел правее языка и сел на камни. Снимали лодку с камней прямо в сливе. В общем, обошлось без травм и потерь, но дальнейшие серьезные пороги мы просматривали и проходили поочередно.

До порога "Рыжик" ничего серьезного нет. Вторая ступень Суойокского каскада отлично просматривается с моста. Линия прохождения очевидна. Есть ярко выраженная главная струя, но в русле много обливняков, требуется маневрирование. Видимо, в межень этот порог становится значительно сложнее и техничнее. Все экипажи прошли чисто. После слияния Суойоки и Тарасйоки река получает название Южная Шуя. Воды в ней значительно больше. Больше становится и плесовых участков практически без течения.

Порог "Медвежий" просматривали слева. Его называют также "Мал. Кеняйкоски". Не знаю, откуда взялась эта ассоциация, на мой взгляд - ничего общего между этими порогами нет. В "Медвежьем" довольно мощная, удерживающая бочка легко обходится справа. Из-за позднего времени все экипажи прошли именно по этой траектории, заниматься спасработами было некогда.

Далее следует череда длинных плесов и коротких, простых порогов с высокими валами, все шли сходу. На стоянку встали на высоком левом берегу, не доходя до озера Шуясалма.

13 июня

Первым препятствием после озера является порог "Олененок". Это длинная (700 м), несложная шивера, набирающая мощь ближе к выходу. На самом выходе из порога точно в центре русла "Флагман", шедший во главе строя, "нашел" нечитаемый с воды камень (5 м шириной), выполняя затем функцию сигнальщика для остальных экипажей. Снялись без аварий.

Местонахождение порога "Ступенька" осталось для нас загадкой. До Хауттаварских мостов был только небольшой перекат. Далее следуют два часа гребли по стоячей воде. Но берега красивы, много мест для стоянки. "Хаут-перекаты" - несложные шиверки в скальных сужениях, идутся сходу.

За озером с островом (справа бурным ручьем впадает приток Пюхайоки) следует мощный порог "Сизовский" (он же - "Угрюмый"). Перед порогом удобные места для чалки по обоим берегам. Просматривать порог лучше слева, оттуда точно видна предполагаемая линия движения в сливе. У "Сизовского" есть одна неприятная бочка, образуемая прямым сливом с плиты и двумя боковыми сливами с круглых обливняков. Получается мощный пенный котел, удерживающую способность которого проверять не хотелось. Слив проходили по пологому языку левее котла, далее пробивали небольшую бочку в центре и проходили по длинной гребенке валов, уходящей к высокому правому берегу. "Флагман" стоял в улове у левого берега ниже слива на страховке, а его прохождение страховал кат-4 из параллельной группы, стоявшей на пороге.

Порог "Островной" (или "Собачий") проходили по правой протоке. Порог короткий, но мощный. В русле крупные камни. Чтобы пройти чисто требуется жесткий слалом (два поворота на 90 градусов). Не всем удалось пройти здесь чисто, но при нашем уровне воды аварий не последовало. На острове за порогом красивая (но без дров) стоянка. Далее на протяжении 13 км следует плес, сказывается подпор плотины ГЭС в Игнойле. Слив плотины не имеет ограждения и не виден с воды (не слышно также шума водопада), поэтому, пройдя под деревянным автомобильным мостом, надо сразу причаливать к берегу. Плотину обнесли (200 м) по правому берегу. Далее, пройдя озерное расширение ниже плотины, подошли к порогу "Кеняйкоски" и встали на стоянку справа (слева, где установлена табличка, место было занято коммерческой группой на рафтах).

14 июня

"Кеняйкоски" - наиболее мощный и опасный порог на маршруте (3-я к.с.). Просматривать его надо с левого берега, просмотр справа не дает полноценной картинки. 1-я ступень (разгонная шивера с небольшой бочкой у левого берега и цепью каменистых островков в центре и справа) особой сложности не представляет, но оверкиль в ней несомненно опасен, входить самосплавом в основную (2-ю) ступень недопустимо. Это двухметровый слив на всю (100 м) ширину русла с несколькими последовательными бочками и произвольно расставленными острыми камнями. Камни представляют собой пластинчатые плиты, расположенные вертикально. Наиболее "выдающиеся" камни дают огромных "петухов" из брызг, что значительно облегчает прохождение второй ступени. Есть три ярко выраженных языка, но точно войти в них довольно сложно из-за сильного бокового сноса. Наша группа (кроме "Смены") проходили слив слева между камнями. Был выставлен сигнальщик. Прохождение "Флагмана" и "Смены" страховал кат-4 из параллельной группы. "Смена" прошла по правому языку из улова за крупным камнем. При низком уровне воды прохождение по такой траектории, скорее всего, приведет к повреждениям мягкой оболочки судов. 3-я ступень - простой быстроток с валами.

Пороги "Малый Валойне" и "Сарикоски" прошли кильватерным строем сходу. Пороги мощные, но короткие и приятные. Ниже "Сарикоски" на острове есть отличная стоянка. Сам порог представляется как почти идеальный для тренировок. Линия прохождения очевидна, но - интересна. Заход правее центра, затем слив с валами в центр и два резких поворота вправо и влево, обходя гряду камней.

Крайний на маршруте порог "Кумио" просматривали слева. Это - две ступени, разделенные круглым уловом. Перед и за порогом на левом берегу есть места для стоянки. 1-я ступень проходится вдоль высокого правого берега. Мощная струя, высокие валы, на выходе проносная бочка. Далее - небольшое улово, где нужно перестроиться чуть левее. Справа - косая бочка и прижим к скале правого берега. В центре (чуть левее) - чистый, пологий слив и длинная гребенка валов. За порогом - озерное расширение. Приятный порог, масса впечатлений и брызг, но (при верной линии движения) почти никакого риска. Однако во время паводка его сложность может значительно возрасти.

После прохождения "Кумио" разгидрились и гребли еще 11 км до моста у деревни Соддер, где нас ждала машина.

8. Выводы и рекомендации

Данный маршрут представляет интерес в первую очередь для новичков, не имеющих большого опыта сплава по рекам 2-й к.с. Пороги Ю. Шуи мощные, но не слишком сложные. Реальную опасность представляет только "Кеняйкоски", но при достаточно высоком уровне воды появляется возможность пройти его (а так же "Гриву" и "Сизовский") по наиболее безопасной траектории. В межень эти пороги, очевидно, не такие мощные, но на поверхности будет много камней. Потребуется интенсивное маневрирование.

Удобные подъезды к реке позволяют (при хорошей физической подготовке) пройти довольно протяженный маршрут за три ходовых дня, в формате ПВД, используя две ночи (до и после сплава) для поездок ж/д транспортом.

Природа Южной Карелии очень красива. На всем протяжении маршрута встречаются отличные места для стоянок, на которых может разместиться большая группа. Замечу, что до Хауттаварских мостов мы не встретили на реке ни одной туристской группы, зато ниже их было много, в том числе и - коммерческих.

Участники похода приобрели опыт сплава по мощным, широким порогам, повысили свое мастерство, сделали шаг вперед в умении "читать воду", определять оптимальную линию прохождения препятствий.

Литература

  1. Подробная лоция Ю. Шуи
  2. Отчет о походе по Ю. Шуе
  3. Ю. Шуя. Краткая лоция

Добавлено: 11.12.2010 г.

Фотографии

Порог «Грива»
01. Порог «Грива»

Бочка «Гривы»
02. Бочка «Гривы»

Порог «Рыжик»
03. Порог «Рыжик»

«Рыжик» 2-я ступень. Вид с моста
04. «Рыжик» 2-я ступень. Вид с моста

Посадка в пороге «Олененок»
05. Посадка в пороге «Олененок»

Порог «Сизовский»
06. Порог «Сизовский»

«Флагман» в «Сизовском»
07. «Флагман» в «Сизовском»

«Варзуга» в «Сизовском»
08. «Варзуга» в «Сизовском»

«Свирь» в «Сизовском»
09. «Свирь» в «Сизовском»

Порог «Кеняйкоски»
10. Порог «Кеняйкоски»

Смена в «Кеняйкоски»
11. Смена в «Кеняйкоски»

«Флагман» в «Кеняйкоски»
12. «Флагман» в «Кеняйкоски»

«Моторная лодка» в «Кеняйкоски»
13. «Моторная лодка» в «Кеняйкоски»

«Обжорка» в «Кеняйкоски»
14. «Обжорка» в «Кеняйкоски»

«Варзуга» в «Кеняйкоски»
15. «Варзуга» в «Кеняйкоски»

«Свирь» в «Кеняйкоски»
16. «Свирь» в «Кеняйкоски»

Просмотр порога «Кумио»
17. Просмотр порога «Кумио»

«Флагман» в 1-й ступени «Кумио»
18. «Флагман» в 1-й ступени «Кумио»

«Флагман» в 1-й ступени «Кумио»
19. «Флагман» в 1-й ступени «Кумио»

«Моторная лодка» во 2-й ступени «Кумио»
20. «Моторная лодка» во 2-й ступени «Кумио»

Варзуга во 2-й ступени «Кумио»
21. Варзуга во 2-й ступени «Кумио»

Варзуга во 2-й ступени «Кумио»
22. Варзуга во 2-й ступени «Кумио»

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея